Познай самого себя

Главная
Классный час

ТЕМА лПознай самого себя╗ (8 - 9-й классы)

 *Цель: акцентировать внимание учащихся на собственной личнонсти с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

* Форма: лекция-рассуждение.

 Подготовительная работа.

При подготовке к классному часу можно провести анкетный опрос:

1. Что я знаю о самом себе (мое здоровье, мой характер, тип нервной деятельности, моя духовность, мои ценности) ?

2. Что я знаю о других людях?

3. Кто или что помогает мне в самопознании, в саморазвитии (учителя, родители, друзья, чтение книг, средства массовой информации) ?

Предлагается использовать фрагменты из книг профессора Л.П. Гримака лРе

зервы человеческой психики╗, лВведение в психологию активности╗, лОбщение

с собой╗. В одной из своих книг он писал: лДля того чтобы человеческая психика формировалась целенаправленно и активно, важно в современных условиях

 каждому человеку знать себя и успешно управлять собственным состоянием, саморегулировать психику на основе законов психической деятельности╗.

Х Содержание классного часа.

Классный руководитель после краткого вступления проводит диалог с учащи

мися.

Вопросы для диалога:

1. Каков (какая) ты?

2. Что ты можешь сказать о своих достоинствах и недостатках?

3. Каким бы ты хотел быть в окружающем мире?

4. Правда ли, что лЯ╗ всегда зависит от ситуации: в кругу семьи лЯ╗ -одно, в

школе лЯ╗ - другое, в компании друзей лЯ╗ - третье?

5. Ощущаете ли вы себя временами подобно героине сказки Л.Кэрролла Алисе: лВидите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, пример

но знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая - словом, какая-то не такая╗.

6. Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят и борются два разных человека, как в случае с той же Алисой: лАлиса вообще давала

себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко-далеко не всегда); иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то

раз она, помнится, даже попробовала выдрать себя за уши за то, что сжульнича

ла, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку

быть двумя разными людьми сразу╗.

Затем классный руководитель отмечает, что стремление человека к самопозна
нию и самосовершенствованию уходит своими корнями в глубокое прошлое. Обратимся к философской и народной мысли и обсудим наиболее понравившиеся изречения:

лВсем людям свойственно познавать самого себя и мыслить╗

Гераклит лНет более плодотворного занятия, как познание самого себя╗

Р. Декарт

лТо обстоятельство, что человек может обладать представлением о
своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, жин
вущими на земле...╗    

      И. Кант
лЯ - подлинное чувственное существо: тело входит в мою сущн
ность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущнность╗     

Л. Фейербах
л...Человек сначала смотриться, как в зеркало, в другого человека.

Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек

Петр начинает относиться к самому себе как к человеку╗

К. Маркс

лЧеловек сам по себе глубок прежде всего своей собственной жизннью.

Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей╗

В. Распутин

 В заключительном слове классный руководитель использует данные анкеты и дает рекомендации по организации самовоспитания учащихся.

 Литература

1. Кон И.С. В поисках себя. МД 1984.

2. Кон И.С. Открытие лЯ╗. М., 1978.

3. Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.

4. Мир детства: Подросток. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.

5. Мир детства: Юность. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.

6. Мир человека. / Сост. А.Ф. Малышевский. М., 1995.

7. Пекелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в трех книгах. М., 1988.

8. Гримак В.П. Твои возможности, человек! М., 1975.

 

 

                                                       
                                                        ZabrodMediaStudio 2001-2007

Используются технологии uCoz