Какой мы коллектив
Главная
Классный час

ТЕМА Какой мы коллектив? (9 - 10-й классы)

*Цель: проанализировать различные способы взаимо
действия в
группе, выбрать организационную структуру класса.

* Форма: игра-эксперимент.Подготовительная работа.

Эта игра необходима в классе, где ребята способны проанализиро
вать происходящее, сумеют вместе с педагогами
сделать необходимые
выводы. Особенно такая форма работы помо
жет классному руководителю, чей класс как коллектив еще не
 сформировался (например, 10-й класс
собран из нескольких)
и где нет сложившейся системы взаимоотноше
ний.
 Для игры потребуется раздаточный материал:


две копии описания систем общения (рис. 1 и 2


 


Общаться можно только с боссом.                  Общаться можно только с          

.                                                                            соседями по   каждую сторону

* секундомер;

* копии текста логической задачи для каждого участника
(задача должна соответствовать интеллектуальному уровню
 развития ребят).

Приведем возможную задачу:

*Рыболовы. Леня, Дима, Коля и Саша подсчитывали после рыбной
ловли свои трофеи. В результате выяснилось: Саша поймал больше,
 чем Коля, Леня и Дима вместе поймали рыбы столько же, сколько
 поймали Коля и Саша. Леня и Саша вместе поймали рыбы меньше,
 чем Дима и Коля. Как распределились между рыболовами места по
 количеству выловленной рыбы? (Ответ: больше всех поймал рыбы
Дима. За ним - Саша, затем Коля, а Леня - самый неудачливый.);

* копии словарных списков, разрезанные на пять частей.

* Содержание классного часа.

* Поделите класс на две равные группы. В игре это две компании.
Можно предложить ребятам дать название своим компаниям.
(Пока условно назовем их А и Б.) Компании А и Б - конкуренты
. Каждая разрабатывает новую видеоигру. Та, которая первой решит
две важные проблемы - словарную и логическую первой выйдет со
 своей продукцией на рынок, а вторая - рухнет.

* Вручите каждой компании копии описания стилей общения.
 Пусть они расставят стулья так, чтобы получилось, как на рисунке.
Итак, компания А организована так, что центральное место в ней
занимает босс (см. рис.1). Сотрудники компании могут общаться
 только с боссом. Надо его выбрать или пусть кто-то станет им
 добровольно.

Компания Б организована по кольцу: в ней каждый сотрудник мо
жет общаться с любым из двух соседей по обе стороны от него
(см. рис.2).

Следующий удостоверится, что каждому понятно, с кем он
может, ас кем не может общаться. Скажите, что всем нужно раз
говаривать очень тихо, чтобы не слышали остальные. Если
 компания решает задачу, все поднимают руки.

 Первая задача: Необходимо найти пароль для запуска видеоиг
ры. В компьютере онпропал, а вспомнить его никто не может.
 Единственный способ его восстановить - это сравнить несколько
 списков слов и найти то из них, которое содержится во всех списках.

Список 1

 

Список 2

 

Список 3

 

Список 4

 

Список 5

 

угол

 

деньги

 

клоун

 

писк

 

мышь

 

завтрак

 

рыба

 

страница

 

время

 

кафель

 

современный

 

счастье

 

яблоко

 

запад

 

конец

 

ношеный

 

писк

 

. ноль

 

пустой

 

кратер

 

солнце

 

пальто

 

верх

 

веревка

 

писк

 

ломаный

 

цепь

 

пищалка

 

карандаш

 

дерево

 

книжка

 

широкий

 

квадрат

 

золото

 

нос

 

писк

 

ковер

 

орел

 

корова

 

лента

 

плоскость

 

цветок

 

голубой

 

земля

 

коричневый

 

письмо

 

радио

 

писк

 

рубаха

 

трава

 

Засеките время, которое затратят компании на решение задачи, следите, чтобы в каждой
 из них соблюдались заданные правила общения.

Когда обе команды решат словарную задачу, им дается следующая установка.
 В компании А сменилось руководство, и в ней решили перейти на систему
 кольцевых отношений. Компания Б тем временем перешла
к централизованной
 системе отношений. Пусть в компании Б выберут 
босса или кто-нибудь станет им
добровольно. Напомните, что в компа
нии А теперь босса нет.

* Вторая задача: В видеоигре используется логическая задача. Вам необходимо
ее решить.

В завершение необходимо проанализировать ход эксперимента. Предложите
ребятам высказаться, отвечая на вопросы:

* какая компания быстрее справилась с первой задачей? А как вы предполагали?

* какая компания быстрее решила логическую задачу? Вы ожидали этого?

Обсудите, что ребята думают о каждом способе общения. Составьте список
 преимуществ и недостатков каждого способа.

Подумайте, какие еще системы отношений в группах могли бы работать не хуже.

Сделайте выводы, насколько важно, чтобы в классе была определенная система
 коллективного мышления. То, какой способ коллектив
ной работы лучше, зависит
 от ситуации. В чрезвычайных ситуациях, ко
гда нет времени выслушать каждого
 и прийти к общему согласию, ра
зумнее всего сделать так, чтобы кто-то один
 принимал решение и гово
рил остальным, что делать. В большинстве других
 случаев проблемы ре
шаются проще и быстрее при наличии обратной связи,
 когда к каждому поступают сведения о том, как идут дела. В связи с этим можно
решить,
какая структура отношений необходима классу. Ее можно разработать
 совместными усилиями и затем продумать, как ее реализовать. Важно,
чтобы
 ребята понимали, зачем производится, например, деление на мик
рогруппы, даются
 определенные поручения. Игра-эксперимент - непло
хое начало для организационного
 собрания, так как позволяет на деле
убедиться в особенностях взаимодействия.

 

                                                       
                                                        ZabrodMediaStudio 2001-2007

Используются технологии uCoz