| |
Технология
подготовки и проведения ролевой игры «Суд
над...»
РОЛЕВАЯ
ИГРА - вид имитационной игры. Ролевая игра
в форме судебного
процесса над негативными явлениями нашей
жизни, человеческими
пороками, безнравственными поступками
позволяет вовлечь подростков и
старшеклассников в серьезный нравственный
анализ и самоанализ,
оценку и самооценку.
Существует
несколько вариантов подготовки и
проведения такой ролевой
игры. В любом слу
чае необходимо знать процедуру ведения судебного
заседания хотя бы в общих чертах.
РОЛИ:
«судья» - ведет
судебное заседание. Знает ход ролевой игры
«Судебный процесс»;
«секретарь»
-
записывает основные аргумен
ты «за» и «против», высказанные
в ходе обсуждения проблемы;
«обвиняемый» -
явление общественной жизни, порок,
негативное качество,
нравственный анализ и оценка которого
будут осуществлены в ходе
ролевой игры;
«прокурор»
(«обвинитель») - выносит обвинение,
перечисляет все факты
и аргументы, подтверждающие опасность, вред
обсуждае
мого явления, качества, пристрастия и т.д.;
«адвокат»
(«защитник») - находит факты, аргументы,
оправдывающие
обсуждаемое явление, качество, пристрастие
и т.д.;
«свидетели
обвинения»;
«свидетели
защиты»;
«присяжные
заседатели» (все остальные учащиеся класса).
Технологическая
цепочка ролевой игры «Суд»
В зале, где
расставлены столы в соответствии
с ролевой игрой, находятся «присяжные
заседатели» (отдельные скамьи), «зрители» (в
центре зала),
«прокурор», «адвокат» сидят за отдельными
столами, «обвиняемый» - в
сторо
не за отдельным столом, «свидетели
обвинения» и «свидетели
защиты» в зале.
«Секретарь»
обращается к залу: «Встать, суд идет!» (Все
присутствующие
встают.)
Входит «судья».
Он сообщает, что слушается
дело по обвинению ... (какого-либо
явления,
вина которого против нравственности или
человечества будет
обосновываться в ходе судебного заседания).
Судья предоставляет
слово «обвинителю». После короткой речи (5
мин.) «прокурора» «судья» вызывает по очере
ди «свидетелей обвинения», которым задают
вопросы или просто выслушивают их заявле
ния. «Адвокат» может
задавать дополнитель
ные вопросы «свидетелям обвинения». Затем
в течение 5 минут выступает «адвокат», его
факты поддерживаются показаниями «свидетелей
защиты». «Прокурор» может
также задавать им дополнительные
вопросы. Затем «судья» предоставляет слово
«обвиняемому» (3 мин.).
«Секретарь» следит за регламентом в
процессе всего обсуждения
проблемы. После всех выступлений наступает
время обсуждения фактов,
представленных
на суде, «присяжными заседателями». Каждый
из них выносит решение «виновен» или «не
виновен», представляя свои аргументы,
объясняющие его решение. «Секретарь»
подсчитывает количество
высказываний «за»
и «против». После обсуждения «присяжными
заседателями» «судья» выносит
окончательное решение «виновен» или «не виновен» с
последующей аргументацией, отражающей
мнение большинства «присяжных
заседате
лей»
.
•
Подготовительная
работа.
1. Каждый
учащийся на отдельной карточке записывает
то явление в нашей жизни или качество,
которое, по его мнению, неоднознач
но оценивается им и его
одноклассниками и друзьями. Затем из общего
набора проблем инициативная
группа выбирает наиболее
часто встречающуюся на карточках. Это явле
ние становится «обвиняемым». Так, можно «судить» равнодушие, цинизм,
наркоманию, проституцию, лень, прагматизм и т.д. и т.п. Наступает этап
распределения ролей, которое можно осуществить
по желанию, можно по жребию (на карточках
будут перечислены все роли, каждый будет играть
роль, которая выпала ему по жребию). Ролевая игра-импровизация
успешно проходит в старших классах, где дети имеют опыт ролевого
взаимодействия.
2-й
вариант проведения
ролевой игры имеет длительный (4-5 дней)
подготовительный этап после выбора
проблемы и распределения
ролей.
В этом
случае все участники могут подобрать факты,
используя дополнительные
источники (художественную литературу,
публикации в периодической печати,
опрос ровесников или людей старшего поколения). В этом случае ролевая игра
будет более аргументированной и серьезной,
а значит будет оказывать и более глубокое
влияние на ее участников.
3-й вариант
- ролевая
игра «Суд» базируется
на литературном произведении, когда
учащи
еся изучили произведение, но различные
мнения о характерах
литературных героев,
их поступках волнуют подростков. Нравствен
ный анализ и оценка жизни литературных
персонажей -эффективное средство развития
нравственного самоанализа и самооценки подростков.
| |
|