Программа
Веселый полиглот -
это пакет языковых игр. Если Вы
изучаете иностранный язык, то Веселый
полиглот в психологически комфортной и
ненавязчивой форме поможет Вам
разучивать новые слова и выражения, а
также активизировать имеющийся
словарный запас.
Если у Вас сложности с правописанием
слов родного языка, то Веселый
полиглот и тут может
Вам пригодиться,
поскольку, играя со словами ,Вы
запоминаете их написание, лаже не думая
об этом: работает Ваша механическая и
моторная память.
В
последующей работе с программой
Веселый полиглот Вы столкнетесь со
следующими пиктограммами управления:
Выбор
пиктограммы "выход" (или нажатие
клавиши Esc) - всегда приводит к возврату
в предыдущее состояние. Например, если
Вы устали играть в какую-либо игрушку,
то по этой пиктограмме можно из нее
выйти.
Выбор
пиктограммы "?" (или нажатие
клавиши F1) дает возможность получить
справочную информацию по текущей
ситуациии ( описание игры и т.д.).
Пиктограмма
"уровень" (клавиша F7) используется
для смены уровня (категория сложности)
игры. В каждой игре есть параметры (
скорость, длина слова и т.д.), которые
может изменить сам играющий с помощью
смены категории сложности, единой для
всех игр.
Пиктограмма
"старт" (клавиша F4) используется
для начала нового сеанса игры.
5. ОСНОВНОЕ МЕНЮ
После
выбора пиктограммы "вход"
появляется экран с основным меню
программы.
Опишем
кратко значение альтернатив главного
меню. Игры - выбрать игру и начать
играть.
Pегистрация -
выбрать свой класс и имя
Программа Веселый полиглот хранит
информацию о результатах работы
каждого ученика по каждому словарному
уроку, и с учетом этих результатов
формирует задания персонально
каждому. Поэтому ученику перед
началом работы слелует
зарегистрироваться: то есть найти и
отметить себя в списке (что возможно
при выборе альтернативы "Регистрация").
Если
же ученик не сделает этого, то
программа по умолчанию будет считать,
что работает тот, кто регистрировался
последний раз.
Списки
учеников составляются учителем с
помощью программы Учительская.
Выбор урока -
выбрать словарный урок.
Веселый
полиглот работает со словами, об'единенными
в словарные уроки. Словарный урок кроме
самих слов может содержать синонимы и
антонимы к слову, толкование слова,
переводы слова на родной язык. Веселый
полигот по материалам словарного урока
с
учетом результатов работы ученика по
данному уроку формирует эадания к
играм.
Словарные уроки составляются учителем
с помощью программы Учительская.
Глотики -
выбрать любимый
персонаж.
Не
пугайтесь этого странного слова "глотик"
. Это гид, который Вас сопровожда-
ет, дает пояснения и комментарии,
оценивает Ваши действия. Например, на
экране с основным меню глотик дает ,
пояснение к текущей альтернативе меню.
Каков глотик на вид - милая учительница
или озорной Вовочка, или еще кто-либо -
решать Вам.
Результаты - познакомиться со своими (и
не только своими) результатами.
Программа Веселый полиглот дает возмож-
ноеть
посмотреть результаты
разучивания
слов: она представляет для просмотра
таблицы с результатами в конкретном
классе, или всех учеников всех классов,
или интегрально между классами.
Можно
посмотреть результаты по какому-либо
конкретному уроку или интегрально по
всем урокам.
Результат разучивания урока программа
определяет по тому, сколько раз ученик
правильно собрал само слово, "опознал"
слово по его переводу, синониму,
антониму, толкованию. Правильные
ответы увеличивают результат.
Неправильные ответы - уменьшают.
6. ОПИСАНИЕ ИГР
6.1. Мигалка
Слово
н экране закрыто. В течение некоторого
времени то одна, то другая буква
открывается (мигает). Внимательно смотрите
на доску, чтобы угадать, буквы какого
слова мигают.
Когда
время, отведенное на угадывание,
истечет, нужно вписать слово в клетки и
нажать клавишу Enter.
Если
же Вы затрудняетесь вписать слово, то
нажмите F4 для начала работы с другим
словом.
6.2. Леттрис
На экране - колодец, в нем расположено
слово с пропущенными буквами. Сверху
"падают" случайные буквы.
Ваша
задача: подходящую букву вставить на
место пропущенной в слове. Если буква
не подходит ни к одному слову, ее нужно
отвести к левой или правой стенке
колодца. Буквы передвигаются по
горизонтали стрелочками <= =>.Нажатие
клавиши ПРОБЕЛ приводит к немедленному
падению буквы.
Неправильно
"упавшая" буква приводит к
появлению нового слова с пропущенными
буквами. Если на строчке все буквы
вствлены, то строка исчезает.
Увеличение уровня сложности приводит к
увеличению скорости падения буквы.
6.3. Поле чудес
Нужно
угадать слово, расположенное на табло.
Вы можете проверять, присутствует ли та
или иная буква в слове.
На экране Вы видите меню для выбора
букв, табло со словом, и счетчик денег.
Около каждой буквы написана ее "стоимость".
(Можно проверить, есть
ли буква в загаданном
слове, только
если ее "стоимость" не превышает
имеющуюся сумму денег).
Заметим,
что в приведенном примере глотик
выдает подсказку в виде толкования
слова ("machine for calculation and keeping information").
Если в тексте урока нет толкований слов,
то ученику придется угадывать слово
без подсказки.
Если есть
"мышь", то букву из меню можно
выбрать "мышью". Если "мыши"
нет, то
подведите курсор клавишами <=, =>,!,!
к нужной
букве и нажмите клавишу ПРОБЕЛ.
Если в какой-то момент слово стало
ясным, нажмите Enter, и впишите слово в
клетки.
6.4. Логикон
Нужно
угадать слово известной длины.
Наберите произвольное слово нужной
длины и нажмите Enter: Вам для размышления
сообщат две цифры.
Черная
цифра: сколько букв в набранном слове
присутствует в загаданном слове.
Белая
цифра: сколько букв в набранном слове
стоят на тех же местах, что и в
загаданном слове.
Посмотрите
для примера на рисунок (загадано слово
desk). Давайте посмотрим, как образовались черные и белые
цифры.
В словах desk и book совпадает одна буква k:
черная цифра равна единице. Буква k в
словах desk и book стоит в одном и том же
месте-четвертой. Поэтому и белая цифра -
1. Часто вызывают сложности слова с
повторяющимися буквами. Из четырех
букв слова tree про две буквы можно
сказать , что они присутствуют в слове
desk: это обе буквы е. Поэтому черная
цифра - 2. Но в слове desk буква е - вторая, а
в слове tree буквы е - третья и четвертая,
то есть они расположены на других
местах. Поэтому белая цифра - 0.
Увеличение уровня сложности приводит к
увеличению длины слова, которое нужно
угадать. На самом нижнем уровне - четырехбуквенные
слова. На самом высоком -
шестибуквенные.
6.5 Анаграмма
На
экране слово, используя буквы, нужно
составить максимальное количество
разных слов. Каждую букву можно
использовать столько раз, сколько раз
она встречается в исходном слове.
Заметим,
что программа ведет учет максимального
количества слов, когда-либо
составленных кем-либо из каждого слова.
На экране показано как максимальное
количество составленных слов, так и
текущее количество.
6.6 Буквоед
Нужно
собрать слово из букв, расположенных на
поле. Например, на рисунке - собирается
слово workshop. Глотик же
просит собрать
перевод слова "мастерская".
Задание буквоеду
может быть и другим: глотик может
попросить собрать то же самое слово по
его описанию, если оно есть в уроке.
Пример описания слова "workshop": "room
where you work at you handicraft lessons". Если бы в
тексте урока был синоним или антоним
слова workshop, то задание могло
формулироваться как, например, "собрать
синоним к слову такому-то". Если бы в
тексте урока было более одного
перевода (синонима, антонима) слова
workshop, то программа предлагала бы то
один перевод (синоним, антоним), то
другой, пока ученик не научится твердо
опознавать слово по всем его переводам
(синонимам, антонимам), включенным в
урок.
Слово
собирается следующим образом: сам
буквоед движется непрерыв-
но, Вы можете
направить его на нужную букву, нажимая
стрелочки
влево,вправо,вверх,вниз.
Используйте клавишу
П р о б е л для
'сброса'
последней буквы.
При попытке самопересеиения буквоед 'гибнет'
и игра заканчивается.
Увеличение
уровня сложности происходит к
увеличению скорости движения
буквоеда.
6.7 Катакомба
Нужно собрать слово из кубиков,
сотавлевных по лабиринту в месте,
отмеченном пустыми квадратиками.
Например,
на рисунке нужно собрать слово table:
глотик просит собрать перевод слова
"стол". Задание в Катакомбе может,
как и в Буквоеде соэдаваться с помощью
синонимов, антонимов, толкований
слова, в зависимости от содержания
урока.
Слово
собирает Чипполинко. Он может
перемещаться по лабиринту при нажатии
стрелочек влево, вправо, вверх, вниз и
толкать кубики. Заметим, что два
кубика сразу Чипполинко толкать не
может.
При
возникновении затруднений со сборкой
слова могут помочь следующие клавиши:
F2 - возврат
на один шаг назад;
F3 - возврат к
исходному положению.
6.8. Карусель
На
экране - доска, разделенная на две части.
Па доске написано два слова: canteen и
опыт.
Оба слова на
доске независимо сменяются.
Нужно
нажать клавишу Entеr лвбо кнопочку "мыши",
когда слова образуют пару: слово -
перевод или слово - синоним, или слово -
антоним (глотик подскажет, какую именно
пару).
Игра заканчивается, когда все пары слов
текущего урока отмечены правильно (или
нажата клавиша Esc).
Увеличение
уровня - сложности приводит к
увеличению скорости смены слов.
6.9.
Хамелеон
На
экране расположена доска, на которой -
комбинация из нескольких букв на
изучаемом языке, и список слов.
Буквы
на доске меняются и время от времени
складываются в слово, которое является
переводом или синонимом,или антонимом (глотик
подскажет, чем именно) какого-либо
слова из списка.
Например,буквы
образовали перевод слова "книга":
book.
Это событие нужно отметить нажатием
клавиши Enter или кнопочками "мыши".
Игра заканчивается, когда все пары
урока отмечены правильно.
Увеличение уровня сложности приводит к
увеличению скорости смены букв.
7. МЕТОДОЛОГИЯ
В текущей версии программы "Веселый
полиглот" девять игр. Если вас
интересуют подробные правила
конкретной игры, то
смотрите раздел "Описание игр"
этого руководства.
В этом разделе мы расскажем, как
наиболее эффективно
использовать эти игры в учебном
процессе. . Для изучения правописания слов
как родного, так и иност-
ранного
языка рекомендуем
использовать игры "Мигалка",
"Поле
чудес", "Леттрис","Логикон","Анаграмма".
Какую из игр предпочесть - решите сами.
Специфика
"Логикона" и "Анаграммы" в том,
что они требуют некоторого словарного
запаса; поэтому они могут оказаться
довольно сложными для человека, только
начинающего знакомиться с иноетранным
языком. Их можно посоветовать людям,
уже несколько продвинутым в изучении
языка, для активизирования и
расширения словарного запаса.
"Веселый
полиглот" может создавать задания на
основе толкования слов, если
толкования слов внесены в текст урока
учителем (см. раздел Подготовка данных).
Для
работы с толкованием слова следует
использовать игры "Поле чудес","Катакомба","Буквоед".
- При изучении иностранного языка
описание слова учитель может ввести
как на изучаемом языке (например: teacher -
person who teachs), так и на родном языке (например:
teacher - ведущий занятия в школе).
Возможность
использовать толкование слова может
использоваться при изучении каких-либо
специальных терминов (например:
квадрат - равносторонний прямоугольник;
молекула - мельчайшая частица
вещества и т.д.).
При
работе с маленькими детьми описание
слова может быть использовано для
введения понятий целое и частное, множество
и элемент множества. Можно, например,
создать урок, в котором будут
содержаться слова корова, кролик, кошка,
овечка и т.п. и у каждого из этих слов
задать описание: "домашнее животное".
Либо же составить урок, в котором кроме
кошек и собачек будут слова малина,
земляника и т.д. с описанием "лесная
ягода".
Ваше
воображение и фантазя помогут Вам
придумать и другие, может быть, более
удачные применения этой возможности
"Веселого полиглота" при создании
словарных уроков.
Переводы
слов и словосочетаниний можно
разучивать с помощью игр "Катакомба","Буквоед","Карусель",
"Хамелион".
Знакомство
с синонимами и антонимами при изучении
иностранного языка, без сомнения,
расширяет словарный запас, дает
возможность более гибко строить фразы.
Количество синонимов, которым
оперирует человек говорит не только о
его знании языка, но и о высокой общей
культуре, широком кругозоре.
Для
разучивания синонимов и антонимов
используйте игры "Катакомба", "Буквоед",
"Карусель", "Хамелион".
Для
школьников изучение синонимов и
антонимов на родном языке может быть
полезно как для расширения
лексического запаса, так и просто для
того, чтобы узнать, что же такое синонимы
и антонимы (5-6 классы).
Заметим,
что игры Веселого полигота, кроме всего
прочего, развивают ряд весьма
полезных навыков. может быть, Вас
заинтересует, что "Мигалка"
развивает зрительную память, "Леттрис"
- быстроту реакции и умение
ориентироваться в быстро меняющейся
ситуации. "Логикон" может стать
прекрасным средством для "мозго-
вой разминки" и тренировки умения
мыслить логически.
Специфической особенностыо игр
"Катакомба" и "Буквоед" яв-
ляется то, что они развивают
комбинаторное мышление, внимательность
и аккуратность.
"Карусель"
и "Хамелион" это игры, развивающие
умение сосредоточиться,
сконцентрировать внимание; они также
развивают быстроту реакции.
Кроме
выше перечисленного, игры Веселого
полиглота помогут Вам интересно и
увлекательно провести свой досуг,
узнать много нового о Ваших скрытых
возможностях.
Несколько замечаний, которые могут
помочь учителю при составлении
словарных уроков:
При
изучении правописания слов родного
языка, возможно, имеет смысл об'единять
слова с одним правилом написания в один
урок. Например, в один урок об'единить
слова с безударными гласными, в другой -
слова с глухими и звонкими согласными
на конце и т. п. Тогда, просматривая
разультаты работы учеников, можно
понять, кто из них на какое правило
делает больше ошибок и скорректировать
дальнейшую работу.
Если
в текст урока кроме самих слов включены
переводы слов, их толкования, синонимы
и антонимы, то Веселый полиглот сначала
предлагает разучивать слово с
переводом или толкованием. Если ученик
с этим легко справляется, то ему
предлагают разучивать синонимы и
антонимы слова.
Если
урок не содержит ни переводов, ни
толкований, ни синонимов или
антонимов, то Веселый полиглот
отключает несколько игр. Остаются
только "Мигалка", "Поле чудес",
"Леттрис", "Логикон", "Анаграмма".
Обратите
внимание, что не все игры рассчитаны на
работу со словарями произвольной длины.
"Логикон" работает со словами длиной
4-6 букв. "Буквоед" и "Анаграмма"
работают с длинными словами (более 6
букв). Если в уроке нет слов нужной
длины, то эти игы отключаются.
|