

| |
Февраль- месяц свадебный:
Нельзя не
поражаться разумной целесообразности
наших народно-православных праздников и
обычаев. "Делу время - потехе час", -
этот принцип соблюдался в народе
неукоснительно. Представим себе российское
село в совсем недалеком прошлом.
Заканчивается январь, а с ним уходят
рождественские и крещенские праздники. У
крестьянина довольно времени, чтобы
заняться семейными проблемами, детьми -
ведь дел сейчас сравнительно немного - в
основном домашние: починить инвентарь,
проследить за кормом скоту, чтобы его
хватило до первой травы.
А для молодежи это было
время самого раздолья - игр, веселого
катания на санях. С Крещения до Масленицы
снова шли посиделки - их называли "посиделки
с работой". Прялки девушек прилежно
жужжали, помогая парням увидеть, ловка ли да
работяща его избранница, каков ее характер,
- ведь он уже высмотрел себе будущую жену.
Надо сказать, что посиделки имели еще и
особый нравственный аспект: родители не
запрещали даже оставаться на ночь в той
избе, где были посиделки. Но существовал
суровый закон: если девушка позволяла
соблазнить себя, это был позор на всю жизнь.
Не только любимый не
женился на ней, но даже подругам ее
запрещалось общаться с ней. Но если парень
дал клятву жениться, написал расписку или
обменялся с девушкой крестами, он обязан
был жениться на ней, и священник не должен
был венчать его с другой девицей.
Февраль даже в летописях
наших называют месяцем свадебным, а недели
с Крещения до Масленицы - свадебными.
Безусловно, по любви в
старину на Руси женились не часто, потому
что главными и решающими были соображения
материальные, и судьбу молодых людей решали
их родители. Отсюда истоки неизбывной
печали русских народных песен, а наша
история полна примеров неравных браков - и
по возрасту, и по материальному уровню, и по
умственным способностям супругов.
В то же время исстари на
Руси брак был основой семьи, а семья
рассматривалась как фундамент, святая
святых общества - не только крестьянской
общины.
На Руси XVI-XVII веков
существовали старинные свадебные обычаи -
строго регламентированные, достаточно
сложные: с умыканием или похищением невест,
которые заменились позднее выкупами, с
ритуалом обговаривания этого выкупа. Его
называли в старину вено. Вот пример такого,
торга. Под ле невесты ладился я ее брат или
другой родственник. Дружка (посредник
жениха) спрашивал: "Зачем сидишь здесь?"
- "Я берегу свою сестру". - "Она уже не
твоя, а наша", - возражает дружка. - "А
если она Теперь ваша, то заплатите мне за ее
кормление. Я ее одевал, кормил, поил".
Этот обычай давать вено
существовал долго. Великий князь Владимир,
например, женясь на греческой царевне Анне,
"власть за вено греком Корсунь царицы
деля". Интересно, что вено впоследствии
получило обратный смысл: приданое давали
уже за невестой.
Надо сказать, что символика
и содержание древнего брачного обряда были
едиными и на свадьбе царя, и на свадьбе
простолюдина. Отличались они только
степенью богатства и пышностью, да
праздничный пир богача длился дольше. А вот
самих свадебных обрядов существовало на
Руси множество. О них в книге "Русский
народ, его обычаи, Обряды, предания,
суеверия и поэзия", вышедшей в 1880 г.,
рассказал этнограф, историк и собиратель
прошлого века М. Забелин (в 1990 году было
выпущено репринтное издание).
| |
|