

| |
Собор новомучеников и исповедников
российских
5 февраля по
новому стилю православная Церковь отмечает
важный и торжественный праздник - Собор
новомучеников и исповедников российских.
Добавим: нашего, такого трудного и богатого
трагическими событиями века.
В числе новомучеников и
исповедников российских - а их много -
патриарх Московский и всея Руси Тихон,
священномученик Владимир - митрополит
Киевский и Галицкий, священномученик
Вениамин - митрополит Петроградский и
Гдовский, священномученик архимандрит
Сергий, великая княгиня Елизавета и инокиня
Варвара. Почти все эти имена теперь хорошо
известны нам - о них много писали, говорили
на радио и по телевидению. Особенно о
княгине Елизавете Федоровне и ее
мученической страшной кончине. А вот о
молодой монахине Варваре, чье имя навсегда
связано с именем Елизаветы и в жизни, и в
муках, которые приняли они перед кончиной,
известно меньше. Инокиня Варвара была
крестной сестрой и келейницей, то есть
помощницей во всех делах Марфо-Мариинской
обители, которую возглавляла княгиня
Елизавета Федоровна. Эта обитель, к счастью,
вновь обрела жизнь и находится на улице
Ордынке в Москве. Когда была арестована
царская семья. Варвару отпустили на свободу.
Однако она заявила, что хочет разделить
участь крестной своей сестры Елизаветы. Ее
стали отговаривать, но она осталась тверда
в своем решении, и тогда ее принялись
запугивать. Видимо, ей примерно обрисовали
близкую будущность царских особ. Но и это не
остановило Варвару - она добровольно
приняла мученическую смерть вместе с
Елизаветой Федоровной и остальными членами
царской семьи.
Не так широко, как следует,
известна и
судьба патриарха Тихона. И рассказать о нем
есть необходимость не только потому, что им,
как священнослужителем и священномучени-ком,
гордится православная Церковь, но и потому,
что в недоброй памяти атеистическую эпоху
имя патриарха было окружено клеветой и
измышлениями. Патриарх Тихон, без сомнения,
является самой трагической фигурой из всех
церковных иерархов нашего Отечества -
вероятно, со времен принятия Русью
христианства. Среди российских
митрополитов, а позднее патриархов, были
гонимые и ссылаемые, терпевшие неправду от
светских властей, но ни один русский монарх
никогда не помышлял даже, чтобы замахнуться
на самое Церковь Христову. Патриарху Тихону
суждено было увидеть и пережить и
невиданное гонение на Церковь, и
собственные Муки, и унижение
насильственного раскаяния перед светской
властью.
Патриарх Тихон - в миру
Василий Иванович Белавин - родился в 1865 году.
Окончил Псковскую духовную семинарию,
затем Санкт-Петербургскую духовную
академию. В 1891 году в возрасте 26 лет принял
монашество под именем Тихона в честь
безмерно почитаемого им святителя Тихона
Задонского. Старец Псковско-Печерского
монастыря. Иоанн Крестьянкин писал о
патриархе Тихоне: "Приняв монашество, он
воспринял чистой душой любовь Христову, и
согретый ее лучами, он созрел до полного
предания себя в волю Божию, созрел до
готовности идти туда, куда позовет его
Господь, и испить до дна чашу, которую
уготовил ему Бог. И он сделал свой первый
шаг за Господом на крест, отдав в 26 лет три
высоких монаше-ских обета: девства, нищеты и
послушания". Тихон до своего высокого
сана патриарха много и плодотворно
трудился на церковной ниве: сначала в сане
архимандрита, затем епископа. В 1898 году,
например, он был епископом Люблинским,
Алеутским и Аляскинским. Много трудился для
распространения православие в Америке, где
и до сих пор его именуют апостолом
православия
5 ноября 1917 года состоялся
Всероссийский поместный собор. На нем было
восстановлено патриаршество. Вспомним, что
патриаршество на Руси было установлено в 1589
году, в правление царя Федора Иоанновича. А
в 1718 году Петр I заменил единоличную власть
патриарха духовной коллегией, постоянным
собором духовного правительства.
Впоследствии духовная коллегия стала
Святейшим Синодом.
Итак, на Всероссийском
поместном Соборе 1917 года по жребию
патриархом московским и всея Руси был
избран Тихон. Интронизация - то есть
торжественное возведение в сан патриарха -
была совершена в Успенском соборе Кремля 21
ноября 1917 года - в праздник Введения во храм
Богородицы.
Сами даты говорят о том, в
какое невиданно сложное и тяжелое время
дано было Тихону принять патриаршество.
Современники, притом не только церковные
деятели, отмечали, что Тихон, будучи
олицетворением кротости, доброты и
сердечности, в то же время был тверд и
непреклонен в делах церковной жизни,
особенно в годы разрухи и раскола Церкви. Он
призывал паству уклоняться "от участия в
политических партиях и выступлениях", а
причину бедствий России видел в грехе. "Грех
растлил нашу землю", - утверждал Тихон,
призывая очистить сердца наши покаянием и
молитвой.
В 1921 году, когда Поволжье
было охвачено страшным голодом, патриарх
благословил передачу огромного количества
небогослужебных ценностей в помощь
голодающим. Однако год спустя власти
постановили изъять все драгоценные
предметы из храмов. Патриарх заявил
решительный протест. Это было расценено как
саботаж. Он был арестован в апреле 1922 года и
до июня 1923 года находился в Бутырской
тюрьме. Чтобы сохранить православную
Церковь в России, он вынужден был
обратиться к священнослужи-телям и пастве с
призывом о сотрудничестве с советской
властью.
Пследние годы патриарха
были очень тяжелыми: больной, почти слепой,
он до конца, своих дней выполнял свои очень
сложные в условиях тех лет патриаршие
обязанности и даже отправлял службы в
церкви. За два дня до кончины - 5 апреля 1925
года - он отслужил свою последнюю литургию в
храме Большого Вознесения у Никитских
ворот.
Он ушел от нас 7 апреля - в
светлый праздник Благовещения. Если
обратить внимание на даты, то поражает их
значимость:
патриарх Тихон родился 19
января - на Крещение. Сан патриарха принял
на Введение, скончался на Благовещение.
Безусловно, это не случайно - значит, был он
благословен Господом и по праву носил имя
молит-венника народного и старца всея Руси.
Из дали тех жестоких 20-х
годов доносятся до нас - и хорошо бы нам в
них сейчас вслушаться - слова патриарха
Тихона, с которыми он обратился к народу в
конце земной своей жизни: "Чада мои, все
православные русские люди! Только на камне
врачевания зла добром созиждется нерушимая
слава и величие нашей святой православной
церкви, и неуловимо даже для врагов будет
святое имя ее, чистота подвига чад и
служителей ее. Следуйте за Христом, не
изменяйте Ему, не поддавайтесь искушению.
Не губите в крови отмщения и свою душу, не
будьте побеждены злом. Побеждайте зло -
добром!"
| |
|