5 февраля

 

 

Домой
Вверх


Собор новомучеников и исповедников российских

     5 февраля по новому стилю православная Церковь отмечает важный и торжественный праздник - Собор новомучеников и исповедников российских. Добавим: нашего, такого трудного и богатого трагическими событиями века.
     В числе новомучеников и исповедников российских - а их много - патриарх Московский и всея Руси Тихон, священномученик Владимир - митрополит Киевский и Галицкий, священномученик Вениамин - митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик архимандрит Сергий, великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара. Почти все эти имена теперь хорошо известны нам - о них много писали, говорили на радио и по телевидению. Особенно о княгине Елизавете Федоровне и ее мученической страшной кончине. А вот о молодой монахине Варваре, чье имя навсегда связано с именем Елизаветы и в жизни, и в муках, которые приняли они перед кончиной, известно меньше. Инокиня Варвара была крестной сестрой и келейницей, то есть помощницей во всех делах Марфо-Мариинской обители, которую возглавляла княгиня Елизавета Федоровна. Эта обитель, к счастью, вновь обрела жизнь и находится на улице Ордынке в Москве. Когда была арестована царская семья. Варвару отпустили на свободу. Однако она заявила, что хочет разделить участь крестной своей сестры Елизаветы. Ее стали отговаривать, но она осталась тверда в своем решении, и тогда ее принялись запугивать. Видимо, ей примерно обрисовали близкую будущность царских особ. Но и это не остановило Варвару - она добровольно приняла мученическую смерть вместе с Елизаветой Федоровной и остальными членами царской семьи.
     Не так широко, как следует, известна и судьба патриарха Тихона. И рассказать о нем есть необходимость не только потому, что им, как священнослужителем и священномучени-ком, гордится православная Церковь, но и потому, что в недоброй памяти атеистическую эпоху имя патриарха было окружено клеветой и измышлениями. Патриарх Тихон, без сомнения, является самой трагической фигурой из всех церковных иерархов нашего Отечества - вероятно, со времен принятия Русью христианства. Среди российских митрополитов, а позднее патриархов, были гонимые и ссылаемые, терпевшие неправду от светских властей, но ни один русский монарх никогда не помышлял даже, чтобы замахнуться на самое Церковь Христову. Патриарху Тихону суждено было увидеть и пережить и невиданное гонение на Церковь, и собственные Муки, и унижение насильственного раскаяния перед светской властью.
     Патриарх Тихон - в миру Василий Иванович Белавин - родился в 1865 году. Окончил Псковскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1891 году в возрасте 26 лет принял монашество под именем Тихона в честь безмерно почитаемого им святителя Тихона Задонского. Старец Псковско-Печерского монастыря. Иоанн Крестьянкин писал о патриархе Тихоне: "Приняв монашество, он воспринял чистой душой любовь Христову, и согретый ее лучами, он созрел до полного предания себя в волю Божию, созрел до готовности идти туда, куда позовет его Господь, и испить до дна чашу, которую уготовил ему Бог. И он сделал свой первый шаг за Господом на крест, отдав в 26 лет три высоких монаше-ских обета: девства, нищеты и послушания". Тихон до своего высокого сана патриарха много и плодотворно трудился на церковной ниве: сначала в сане архимандрита, затем епископа. В 1898 году, например, он был епископом Люблинским, Алеутским и Аляскинским. Много трудился для распространения православие в Америке, где и до сих пор его именуют апостолом православия
     5 ноября 1917 года состоялся Всероссийский поместный собор. На нем было восстановлено патриаршество. Вспомним, что патриаршество на Руси было установлено в 1589 году, в правление царя Федора Иоанновича. А в 1718 году Петр I заменил единоличную власть патриарха духовной коллегией, постоянным собором духовного правительства. Впоследствии духовная коллегия стала Святейшим Синодом.
     Итак, на Всероссийском поместном Соборе 1917 года по жребию патриархом московским и всея Руси был избран Тихон. Интронизация - то есть торжественное возведение в сан патриарха - была совершена в Успенском соборе Кремля 21 ноября 1917 года - в праздник Введения во храм Богородицы.
     Сами даты говорят о том, в какое невиданно сложное и тяжелое время дано было Тихону принять патриаршество. Современники, притом не только церковные деятели, отмечали, что Тихон, будучи олицетворением кротости, доброты и сердечности, в то же время был тверд и непреклонен в делах церковной жизни, особенно в годы разрухи и раскола Церкви. Он призывал паству уклоняться "от участия в политических партиях и выступлениях", а причину бедствий России видел в грехе. "Грех растлил нашу землю", - утверждал Тихон, призывая очистить сердца наши покаянием и молитвой.
     В 1921 году, когда Поволжье было охвачено страшным голодом, патриарх благословил передачу огромного количества небогослужебных ценностей в помощь голодающим. Однако год спустя власти постановили изъять все драгоценные предметы из храмов. Патриарх заявил решительный протест. Это было расценено как саботаж. Он был арестован в апреле 1922 года и до июня 1923 года находился в Бутырской тюрьме. Чтобы сохранить православную Церковь в России, он вынужден был обратиться к священнослужи-телям и пастве с призывом о сотрудничестве с советской властью.
     Пследние годы патриарха были очень тяжелыми: больной, почти слепой, он до конца, своих дней выполнял свои очень сложные в условиях тех лет патриаршие обязанности и даже отправлял службы в церкви. За два дня до кончины - 5 апреля 1925 года - он отслужил свою последнюю литургию в храме Большого Вознесения у Никитских ворот.
     Он ушел от нас 7 апреля - в светлый праздник Благовещения. Если обратить внимание на даты, то поражает их значимость:
     патриарх Тихон родился 19 января - на Крещение. Сан патриарха принял на Введение, скончался на Благовещение. Безусловно, это не случайно - значит, был он благословен Господом и по праву носил имя молит-венника народного и старца всея Руси.
     Из дали тех жестоких 20-х годов доносятся до нас - и хорошо бы нам в них сейчас вслушаться - слова патриарха Тихона, с которыми он обратился к народу в конце земной своей жизни: "Чада мои, все православные русские люди! Только на камне врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей святой православной церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя ее, чистота подвига чад и служителей ее. Следуйте за Христом, не изменяйте Ему, не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу, не будьте побеждены злом. Побеждайте зло - добром!"
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru  

Наши проекты
Моя карта
Творчество     
     Сетян
ВИВТ
Наши друзья
 Этот прекрасный
 мир

 

 

                                                       
                                                        ZabrodMediaStudio 2001-2007

Используются технологии uCoz