|
|
Классный
руководитель предлагает подросткам
описать на отдельных
листочках конфликты, которые произошли с
ними. Подписывать листочки не следует.
Эти конфликтные ситуации будут коллективно
проанализированы на практикуме.
Подростки попытаются совместно найти оптимальное решение каждого
проанализированного конфликта. Ход
практикума Первая
часть практикума — беседа. В беседе с
классным руководителем подростки
вспоминают правила
поведения для конфликтных людей и правила
предупреждения конфликтов. Вместе с
педагогом учащиеся вспоминают, что такое конфликт,
конфликтная
ситуация и инцидент. Классный
руководитель предлагает учащимся
ознакомиться с правилами разрешения
конфликта. Разрешение
конфликта - это процесс нахождения
взаимоприемлемого
решения проблемы, имеющего общую
значимость для участников конфликта,
и на этой основе гармонизация их отношений. Правила
разрешения конфликта 1.
Анализ конфликтной ситуации (необходимо
подумать и ответить на ряд вопросов): Кто
участвует в конфликте (субъекты конфликта)? Что является главным
противоречием, в чем рассогласование?
Какова цель вашего оппонента? Какие
положительные черты характерны для вашего
оппонента, каковы, на
ваш взгляд, его негативные черты? Какова
ваша цель в конфликте? Соотнесите
эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит
ли настаивать на
своем, может, это и незначимо для вас?)
Определите для себя ценностную
альтернативу (что важнее, выиграть в
данном конфликте и потерять что-то важное
для вас или лучше не
настаивать на своем, но сохранить самое
значимое для вас в
отношениях с этим человеком или в чем-либо
другом?)
Если вы решили
бороться до конца, то определите методы,
какими вы будете решать конфликт.
Необходимо помнить, что избранные
вами средства должны удовлетворять не
только вас, но и оппонента.
Определите такие пути разрешения конфликта,
которые не будут унижать и
оскорблять вашего оппонента, но в определенной
степени заинтересуют его, будут ему выгодны
без ущемления ваших интересов,
Проанализируйте
последствия разрешения конфликта в близкой
и дальней перспективе. 2.
Разрешение конфликта (вы начинаете
действовать в соответствии с этими правилами)
Берите инициативу разрешения конфликта
в свои руки, это дает вам шанс
самому определять стратегию и тактику
разрешения конфликта и гарантирует победу, Q Используйте
«Я — сообщение» (констатация вашего
огорчения по поводу возникших
противоречий) и «активное слушание» (констатация
замеченного вами
огорчения оппонента в связи со случившимся
спором). Эти способы общения
помогают начать доброжелательный разговор
с вашим оппонентом. *
Предлагайте ряд решений конфликта,
подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном
обеим сторонам. Q В
совместном диалоге ищите компромиссные
решения, подчеркивая уважение к
личности оппонента. Q
He высказывайте никаких негативных
оценочных суждений в адрес оппонента. Q Ведите
разговор с чувством собственного
достоинства, будьте спокойны,
уверены в себе, но не заносчивы и
самонадеянны. а
Не торопитесь: доброжелательный диалог
с оппонентом обеспечит вам
выгодное разрешение конфликта. (Эти
правила необходимо записать либо на доске,
либо на листе ватмана) Вторая
часть практикума - анализ конфликтных ситуаций. После
знакомства с правилами «беспроигрышного»
разрешения конфликтов педагог
предлагает подросткам проанализировать
конфликтные ситуации, которые представили
на листочках одноклассники. Для этого
создаем микрогруппы по 3-5 человек, каждая
группа получает одну карточку
с записанной на ней ситуацией. В течение 5
минут подростки
коллективно в микрогруппах анализируют
ситуации в соответствии с усвоенными
правилами. После обсуждения в группах представители от групп по очереди
дают свой анализ конфликтной ситуации и
предлагают путь разрешения конфликта.
После выступления представителя группы можно предложить
всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути
разрешения конфликта. Педагог
напоминает подросткам, что разрешить
конфликт - это значит найти
решение, приемлемое для обеих
конфликтующих сторон. иначе
конфликтная ситуация сохранится и вскоре
разразится новый конфликт. |
|
|