Разрешение конфликтов

 

 

Домой
Вверх




 
Подготовительная работа.

Классный руководитель предлагает подросткам описать на отдель­ных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти конфликтные ситуации будут коллективно про­анализированы на практикуме. Подростки попытаются совместно найти оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

Ход практикума

Первая часть практикума беседа.

В беседе с классным руководителем подростки вспоминают прави­ла поведения для конфликтных людей и правила предупреждения кон­фликтов.

Вместе с педагогом учащиеся вспоминают, что такое конфликт, конфликтная ситуация и инцидент.

Классный руководитель предлагает учащимся ознакомиться с пра­вилами разрешения конфликта.

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемле­мого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Правила разрешения конфликта

1.   Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и отве­тить на ряд вопросов):

Кто участвует в конфликте (субъекты конфликта)? Что является главным противоречием, в чем рассогласование? Какова цель вашего оппонента?

Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные черты? Какова ваша цель в конфликте?

Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит ли настаивать на своем, может, это и незначимо для вас?) Определите для себя ценностную альтернативу (что важнее, вы­играть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем-либо другом?)

  Если вы решили бороться до конца, то определите методы, каки­ми вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что из­бранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и оппонента. Определите такие пути разрешения конфликта, кото­рые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента, но в опре­деленной степени заинтересуют его, будут ему выгодны без ущемления ваших интересов,

  Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.

2.   Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответст­вии с этими правилами)    Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу,

Q   Используйте «Я — сообщение» (констатация вашего огорчения по по­воду возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спо­ром). Эти способы общения помогают начать доброжелательный раз­говор с вашим оппонентом.

*   Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтере­сованность в решении, выгодном обеим сторонам. Q   В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая

уважение к личности оппонента. Q   He высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес

оппонента.

Q   Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спо­койны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны. а    Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

(Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на листе ватмана)

Вторая часть практикума - анализ конфликтных ситуаций. После знакомства с правилами «беспроигрышного» разрешения конфликтов педагог предлагает подросткам проанализировать конфликт­ные ситуации, которые представили на листочках одноклассники.

Для этого создаем микрогруппы по 3-5 человек, каждая группа по­лучает одну карточку с записанной на ней ситуацией. В течение 5 минут подростки коллективно в микрогруппах анализируют ситуации в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения в группах пред­ставители от групп по очереди дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагают путь разрешения конфликта. После выступления предста­вителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.

Педагог напоминает подросткам, что разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон. иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый кон­фликт.

 
Наши проекты
Моя карта
Творчество     
     Сетян
ВИВТ
Наши друзья
 Этот прекрасный
 мир

 

 

                                                       
                                                        ZabrodMediaStudio 2001-2007

Используются технологии uCoz