Конфликт

 

 

Домой
Вверх
Разрешение конфликтов

Цель: учащиеся должны усвоить сущность понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупреж­дения конфликтов; развитие умений нравственного самопознания, само­анализа и самооценки.

Оснащение: подготовить листы чистой бумаги для учащихся, уча­ствующих в тестировании

1. Самотестирование

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы.

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обыч­но ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойст­венно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС:

«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окон­чательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.


 

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему...

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.  Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведе­ния в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до по­следнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предло­жить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе сто­роны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» доб­ротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказыва­ясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы ста­раетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, педагог дает подросткам время для коллективного анализа. В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах.

2. Беседа

Педагог предлагает подросткам обсудить следующие вопросы:

   В анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чем сход­ство и различие этих понятий?

>   Что такое конфликтная ситуация?

>   Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

>   С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

>   Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

>   Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства досто­инства всех людей, задействованных в конфликте?

>   Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

>   Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

 Блок информации

СПОР - это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в ко­тором каждый отстаивает свое мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения, В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные. ПРОТИВОРЕЧИЯ- это рассогласования:

Q мотивов, потребностей, ценностных ориентации людей;

Q взглядов, убеждений;

а понимания, интерпретации информации;


 

Q ожиданий и позиций;

 Q оценок, самооценок;

знаний, умений, способностей;

Q эмоциональных и психических состояний;

целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществ­ления деятельности.

Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что кон­фликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего надо знать, что такое конфликт.

КОНФЛИКТ это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация скрытого или явно­го противоборства сторон. ИНЦИДЕНТ - это действие или совокуп­ность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обостре­ние противоречия и начало борьбы между ними. Конфликты бывают раз­личными - семейные, деловые, производственные, политические и т.д. Но нужно помнить, что конфликты между людьми могут быть КОНСТРУКТИВНЫЕ, направленные на развитие отношений, осущест­вление деятельности, и ДЕСТРУКТИВНЫЕ, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т.д. Следует избегать не только деструк­тивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выпол­нение которых помогает не провоцировать конфликты:

*    Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не критиканствуйте. Чаще улыбайтесь.

Традиции хороши, но до определенного предела. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость.


 

*    Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

*    Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

*    Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

*    Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, пра­вил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:

^   не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком; >   прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжела­тельную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела; >   постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, поста­райтесь «встать на его место»; >   не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте

одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;    умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссо­ре, будьте выше мелочных разборок!

Рефлексивная деятельность поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта. Завершается практикум перспективным планированием. Подрост­кам предлагают поучаствовать в следующий раз в практикуме, в ходе которого они узнают правила «беспроигрышного» разрешения конфликтов, научатся анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

 

 

 
Наши проекты
Моя карта
Творчество     
     Сетян
ВИВТ
Наши друзья
 Этот прекрасный
 мир

 

 

                                                       
                                                        ZabrodMediaStudio 2001-2007

Используются технологии uCoz