|
|
Подготовительная
работа: 1.
Предлагаем учащимся прочитать книги по
культуре поведения. 2. Создаем
инициативную группу, которая готовит: -
выступления учащихся, читающих наизусть
стихи Г. Остера; -
инсценировки-миниатюры
о нелепом
поведении людей, не знающих правил этикета; - цветные
жетоны из бумаги, которые будут выдаваться
учащимся, сформулирующим
правила поведения в ходе практикума; - выбирает
ведущего. , Оснащение: три белых
листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны
из бумаги. Ход
практикума Классный
руководитель предлагает ребятам побывать в
необычном театре,
где в спектаклях-миниатюрах главный
персонаж Вася Васечкин живет по
своим правилам, отличающимся от правил
поведения, которым следуют
воспитанные люди, и вот что с ним происходит...
Классный руководитель
предлагает детям посмотреть ситуации, в
которые попадает Васечкин,
найти все его ошибки и исправить их,
сформулировать грамотно
правила поведения. За каждое грамотно
сформулированное правило ученик
получает жетон. В конце встречи участники
подсчитают, у кого
жетонов больше. Итак,
спектакль начинается... Ведущий объявляет: СЦЕНА 1-я «В
ТЕАТРЕ» Действие 1-е. «В
театральном буфете» Ученик
читает стихотворение Г.Остера: Посещайте
почаще Театральный
буфет. Там
пирожные с кремом, С
пузырьками вода, Как дрова
на тарелках Шоколадки
лежат, И сквозь
трубочку можно Пить
молочный коктейль, Не
просите билеты На балкон
и партер, Пусть
дадут вам билеты В
театральный буфет. Уходя из
театра, Унесете с
собой Под
трепещущим сердцем, В животе,
бутерброд. Ведущий
объявляет: Действие
2-е. «Свет в
зале уже погас. Идет спектакль...» МИНИАТЮРА.
На сцене условно показан зрительный зал
театра -стоят два ряда
стульев, на них сидят «зрители» (4—6
учащихся). Они внимательно «смотрят
спектакль». Васечкин, запыхавшись,
врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться
между рядами, повернувшись спиной к сидящим.
Роняет свое пирожное на колени одного из
зрителей. Наконец добирается до своего
места и начинает расспрашивать, что уже показали
артисты. Немного посмотрел на игру актеров,
дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и
шумно разворачивал, Васечкин зевает и
решает вернуться в буфет, приглашает с
собой товарища. И вот он в фойе. Женщина
роняет носовой платочек. Васечкин как
настоящий рыцарь наклоняется, берет
платочек, подает его даме. И слышит в ответ:
«Никогда, мальчик, этого не делай».
Огорченный Васечкин бредет в буфет. Беседа с учащимися Классный руководитель предлагает
учащимся назвать ошибки, которые допустил
Васечкин. В ходе обсуждения дети формулируют
правила поведения в театре. Ведущий
записывает их маркером на белом листе
ватмана. Ведущий
объявляет: СЦЕНА 2-я. «В
ТРАНСПОРТЕ» Действие 1-е. «На автобусной
остановке» Ученик
читает наизусть стихотворение Г. Остера: «Когда
состаришься - ходи По улице
пешком. Не лезь в
автобус, все равно Стоять
придется там. И нынче
мало дураков, Чтоб место
уступать, А к тем
далеким временам Не станет
их совсем. Ведущий
объявляет: Действие 2-е. «В автобусе» МИНИАТЮРА.
На школьной сцене шесть стульев в ряд
условно показывают
салон полупустого автобуса. В «автобусе»
сидит очень старая
женщина. Впереди сидит «кондуктор». На
остановке в автобус запрыгивает
Васечкин и, держа за руку свою подружку,
начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким
образом «даме» помощь, он плюхается на
сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати
проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины,
будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке
заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с
Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает,
уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится
вам, старикам, дома!». Беседа с
учащимися После
просмотра миниатюры классный руководитель
предлагает ребятам
проанализировать поведение Васечкина и Ани
в автобусе, найти допущенные ими
ошибки, сформулировать правила поведения в
транспорте. По ходу обсуждения
ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте.
Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают
поощрительные жетоны. Ведущий
объявляет: СЦЕНА 3-я. «В
ГОСТЯХ» Действие 1-е. «День
рождения» Учащийся
читает наизусть стихотворение Г. Остера: «Если друг
на день рождения Пригласил тебя к себе, Ты оставь
подарок дома - Пригодится самому. Сесть
старайся рядом с тортом. В разговоры
не вступай. Ты во время
разговора Вдвое меньше съешь конфет. Выбирай
куски помельче Чтоб быстрее проглотить. Не хватай
салат руками - Ложкой
больше зачерпнешь. Если вдруг
дадут орехи, Сыпь их
бережно в карман, Но не прячь
туда варенье - Трудно будет вынимать. Ведущий
объявляет: Действие 2-е. «Васечкин
принимает гостей» МИНИАТЮРА.
На школьной сцене стоит стол с букетом
цветов, стулья. В глубине
сцены «дверь». У Васечкина день рождения, он
расставляет стулья для гостей. Звонят.
Васечкин просит свою бабушку открыть
дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с
расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе
подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты
потерял мой ножик?». Вася обращается к
бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока
с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает
дверь. Вламывается толпа одноклассников.
Оттеснив бабушку в глубину коридора, они
хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин
подходит к друзьям, берет подарок в
красивой упаковке, бросает его на стул и
говорит гостям: «Проходите в комнату,
пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке,
Вася добавляет: «Все собрались. Можно
подавать на стол». Беседа с учащимися Классный руководитель предлагает
проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные
Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила,
как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять
при знакомстве людей. Ведущий
записывает на третьем листе ватмана
правила поведения в гостях. Учащиеся,
грамотно сформулировавшие правила
поведения, получают
поощрительные жетоны. В конце
беседы классный руководитель благодарит
инициативную группу,
которая помогла подросткам побывать в
необычном театре, увидеть веселые
миниатюры и нелепое поведение Васи
Васечкина. В ходе рефлексивной
деятельности подводятся итоги анализа ситуаций.
Еще раз все вместе повторяют подростки
правила поведения, подросткам предлагают
внести дополнения в уже сформулированные и
записанные на листах ватмана правила
поведения. Подростки
все вместе приветствуют аплодисментами
своих одноклассников,
набравших больше всего поощрительных
жетонов. Классный
руководитель предлагает ребятам
продолжить работу необычного театра и поставить новые
миниатюры, придумав тему нового спектакля. |
|
|