ТЕМА
лПознай
самого себя╗
(8 - 9-й классы)
*Цель:
акцентировать
внимание
учащихся на
собственной
личнонсти с
целью
самопознания
и
дальнейшего
саморазвития.
* Форма:
лекция-рассуждение.
Подготовительная
работа.
При
подготовке
к классному
часу можно
провести
анкетный
опрос:
1.
Что я знаю о
самом себе (мое
здоровье,
мой
характер,
тип нервной деятельности,
моя
духовность,
мои
ценности) ?
2.
Что я знаю о
других
людях?
3.
Кто или что
помогает
мне в
самопознании,
в
саморазвитии
(учителя,
родители,
друзья,
чтение книг,
средства
массовой
информации)
?
Предлагается
использовать
фрагменты
из книг
профессора
Л.П. Гримака
лРе
зервы
человеческой
психики╗, лВведение
в
психологию
активности╗,
лОбщение
с
собой╗. В
одной из
своих книг
он писал: лДля
того
чтобы
человеческая
психика
формировалась
целенаправленно
и активно,
важно в
современных
условиях
каждому
человеку
знать себя и
успешно
управлять
собственным
состоянием,
саморегулировать
психику на
основе
законов
психической
деятельности╗.
Х Содержание
классного
часа.
Классный
руководитель
после
краткого
вступления
проводит
диалог
с учащи
мися.
Вопросы
для диалога:
1.
Каков (какая)
ты?
2.
Что ты
можешь
сказать о
своих
достоинствах
и
недостатках?
3.
Каким бы ты
хотел быть в
окружающем
мире?
4.
Правда ли,
что лЯ╗
всегда
зависит от
ситуации: в
кругу семьи
лЯ╗ -одно,
в
школе
лЯ╗ - другое, в
компании
друзей лЯ╗ -
третье?
5.
Ощущаете ли
вы себя
временами
подобно
героине
сказки Л.Кэрролла
Алисе: лВидите
ли, сэр, я
просто не
знаю, кто я
сейчас
такая. Нет, я, конечно,
пример
но
знаю, кто
такая я была
утром, когда
встала, но с тех пор я
все время то
такая, то
сякая -
словом,
какая-то не
такая╗.
6.
Возникает
ли у вас
впечатление,
что внутри
вас спорят и
борются два разных
человека,
как в случае
с той же
Алисой: лАлиса
вообще
давала
себе
превосходные
советы (хотя
слушалась
их далеко-далеко
не всегда); иногда она
закатывала
себе такие
выговоры,
что еле
могла
удержаться
от слез, а как-то
раз она,
помнится,
даже
попробовала
выдрать
себя за уши за
то, что
сжульнича
ла,
играя сама с
собой в
крокет. Эта
выдумщица ужасно
любила
понарошку
быть
двумя
разными
людьми
сразу╗.
Затем
классный
руководитель
отмечает,
что
стремление
человека к
самопозна
нию и
самосовершенствованию
уходит
своими
корнями в
глубокое
прошлое.
Обратимся к
философской
и народной
мысли и
обсудим наиболее
понравившиеся
изречения:
лВсем
людям
свойственно
познавать
самого себя
и мыслить╗
Гераклит
лНет
более
плодотворного
занятия, как
познание
самого
себя╗
Р.
Декарт
лТо
обстоятельство,
что человек
может
обладать
представлением
о
своем Я,
бесконечно
возвышает
его над
всеми
другими
существами,
жин
вущими
на земле...╗
И. Кант
лЯ -
подлинное
чувственное
существо:
тело входит
в мою сущн
ность;
тело в
полноте
своего
состава и
есть мое Я,
составляет
мою сущнность╗
Л.
Фейербах
л...Человек
сначала
смотриться,
как в
зеркало, в
другого
человека.
Лишь
отнесясь к
человеку
Павлу как к
себе
подобному,
человек
Петр
начинает
относиться
к самому
себе как к
человеку╗
К.
Маркс
лЧеловек
сам по себе
глубок
прежде
всего своей
собственной
жизннью.
Он
иногда даже
не
догадывается
о своей
глубине и не
пользуется
ее содержанием.
Скребет, что
называется,
поверху, не
заглядывая
внутрь. Обидно,
что часто,
не заглянув,
так и уходит
из жизни,
себя не
познав, не познав
своих
возможностей╗
В.
Распутин
В
заключительном
слове
классный
руководитель
использует
данные
анкеты и
дает
рекомендации
по
организации
самовоспитания
учащихся.
Литература
1. Кон И.С. В
поисках
себя. МД 1984.
2. Кон И.С. Открытие
лЯ╗. М., 1978.
3. Леви В. Искусство
быть собой.
М., 1977.
4. Мир детства:
Подросток. /
Под ред. А.Г.
Хрипковой. М.,
1982.
5. Мир детства:
Юность. / Под
ред. А.Г.
Хрипковой. М.,
1988.
6. Мир
человека. /
Сост. А.Ф.
Малышевский.
М., 1995.
7. Пекелис В.Д. Как
найти себя.
Энциклопедия
в трех
книгах. М., 1988.
8. Гримак В.П. Твои
возможности,
человек! М., 1975.
|