ТЕМА
Этикет и мы (9-11-й
классы)
* Цель:
усвоить
основные
этические
требования
в поведении
и общении с
людьми,
овладеть
навыками
культурного
поведения.
Форма:
брейн-ринг.
Подготовительная
работа:
Для
организации
и
проведения
классного
часа
необходимо
разделить класс на
несколько
(4-5) команд (по 6
человек в
каждой). Каждая
команда
выбирает
капита
на,
готовится
по данной
теме в течение одной-двух
недель.
* Для
ведения
игры
необходимо:
по 6
стульев
вокруг двух
столов по
кругу;
гонг;
секундомер
или большие
часы с
секундной
стрелкой;
игрушки с
разными
громкими
звуковыми
сигналами,
чтобы можно
было опреде
лять
очередность
ответов
команд;
жюри для
решения
спорных
вопросов и
награждения
победителей.
*
Вопросы
записываются
на
отдельные
карточки с
четкими
формулировками
правил
ных
ответов и
ссылкой на
источник
информации.
Правила
игры:
*
Игра идет до
шести очков;
*
Очередность
команд в
игре
определяется
жеребьевкой;
* На
обсуждение
дается
максимум
минута;
*
Право
ответа
предоставляется
команде,
первой
подавшей
звуковой сигнал
в течение
этой минуты;
Победившая
команда
получает
право игры
со
следующей
командой.
Примерные
вопросы
*
Как можно
приветствовать
друг друга и
в каких
случаях?
(Кивок,
жест,
рукопожатие,
слово,
объятия.
Чаще всего -Здравствуйте;
кивок
и
жест - при
встрече в
транспорте,
на улице при
сравнительно
большом
рассто
янии;
объятия -
при встрече
родственников
или близких
старых
друзей;
пожилой
мужчина
может
приветствовать
наклоном
головы сидя.)
* Кто
первым
здоровается
при входе в
помещение? (Первым
здоровается
всегда
входящий,
независимо
от пола и
возраста)
*
Закончите
фразу: При
знакомстве
в гостях со
старшими
членами семьи
хозяйка
(хозяин)
представляют
сначала...
(...новых
знакомых,
если они
моложе
родителей)
Когда мы
впервые
встречаемся
с людьми,
кто должен
представляться
первым
(женщина,
мужчина,
младшие,
старшие,
начальник,
подчиненный)
действует
правило:
старший
подает руку
младшему,
женщина-мужчине,
начальник -
подчиненному)
*кто
должен
здороваться
первым:
стоящий или
проходящий?
*мужчина
и женщина
входят в
помещение.
Кто первый?
(Входит
первой
всегда дама)
* в
театре,
кинозале
пройти до
места. Кто
идет первым?
(Ищет
и ведет до
места
мужчина)
в кино (театр),
куда
садиться?
Нужно ли
искать свое
меcто-
(Необходимо
сесть на
ближайшие
свободные
места)
спускаются
по лестнице.
Кто идет
первым?
(Вверх
по лестнице
- мужчина,
вниз - дама)
при
выходе из
общественного
транспорта
кому
отдается
первенство-
(Первой
заходит (садится)
дама, затем -
мужчина,
выходят-
наоборот
В
разговоре
по телефону
кто
здоровается
первым?
(Позвонивший,
представившись)
при
разговоре
по телефону
неожиданно
прервалась
связь, кто
перезвонить?
(Позвонивший)
промежуток
времени
можно
звонить по
телефону в
будние и
ДНИ?
(В
будни - 8.00-10.00, в
выходные и
праздничные
дни - 9.00-11.00)
пришли
в гости с
подарком и
цветами. Как
их нужно
преподносить
* Как должен
именинник (хозяин)
поступить с
подарком?
держат
в левой руке,
подарок
вручают в
развернутом
виде (не в газете)
или
в
красивой
упаковке.
Именинник (хозяин)
обязательно
должен
раскрыть
подарок
и
посмотреть,
что в нем)
мужчины и
женщины,
супруги
должны
сидеть за
столом?
(Мужчина
с мужчиной,
женщина с
женщиной, муж
с женой
рядом не
садятся) Сервировка
стола.
Поведение
за столом За
одну минуту
вы должны
правильно
расположить
приборы на
столе:
тарелку,
вилку, нож,
ложку, бокал,
рюмку,
салфетку
(Посуду
ставят по
прямой
линии,
отступив от
края стола
на 4-5 см,справа
от
тарелки
кладут нож
лезвием к
тарелке,
ложку, слева
вилку
выпуклой
стороной
вниз. Перед
тарелкой
ставят
слева рюмку
для креп-ких
напитков,
справа -
фужер.
Полотняные
салфетки
ставят,
красочно
оформив, или
кладут на
тарелку)
Как надо
есть хлеб,
бутерброды?
(Хлеб
берут
руками и
кладут на
салфетку
или
специальную
тарелочку,
едят,
отламывая
маленькими
кусочками)
У вас на
тарелке
виноград,
яблоко,
апельсин.
Как надо их
есть? (Виноград
едят по
ягодке.
Яблоко
желательно
очистить от
кожуры ножом для
фруктов,
разрезать
на дольки,
вырезать
серединку,
есть маленькими
дольками.
Апель
син
разрезают
дольками
или
колечками,
разрезав их, в
свою
очередь,
пополам)
Что
такое шведский
стол?
(Прием,
посетители
которого
могут
неоднократно
подходить к
сто-
лам,
на которых
выставляются
кушанья, и
по желанию
выбирать
наи
более
понравившееся.
Наполнив
тарелку,
гости
отходят и
дают воз-
можность
подойти к
столу
другим.
Затем они
располагаются
на
стульях,
креслах,
диванах)
*
Как едят
пирожные,
торты,
пироги?
(Кусочки
бисквита
едят,
отламывая
маленькие
порции
чайной
ложечкой.
Слоеные
пирожные и
пироги едят,
держа их в
руках)
Как без
слов
сказать о
том, что вы
закончили
кушать?
Продемонстрируйте
это.
(Нож
и вилка
крест-накрест
- пауза в еде,
параллельно
- окончание
трапезы)
*
С какого
конца
разбивать
яйцо, чтобы
его съесть?
(Не
имеет
значения,
просто с
тупого
удобнее)
*
По
окончании
обеда как
выйти из-за
стола?
(Из-за
стола
выходят
вместе с
другими,
поблагодарив
хозяев, за
собой
задвигают
стул)
***Литература
1. Бродель
Ф. Структура
повседневности:
возможное и
невозможное.
М., 1990.
2. Николаева
Т.Н.,
Илларионов
С. И. Этикет и
мы. М., 1993.
3.
Правила
этикета.
Краткий
справочник.
/ Под ред. Л.
Васильевой-Гангнус.
Дельта-МКС, 1992.
4. Ягодинскии
В.Н. Как себя
вести
|