ТЕМА
Учимся
говорить (9-11-й
классы)
* Цель:
ввести
школьников
в мир
ораторского
искусства,
познакомить с
основны
ми
теоретическими
вопросами
риторики,
совершенствовать
практические
уме
ния в
произнесении
речей.
Форма:
практикум-соревнование.
Подготовительная
работа: >
Класс
делится на
три группы. > Каждой
группе
заранее
предлагается
подготовить
по одному
выступление на 5
минут по
вопросам
из истории
риторики:
1.
Античные
риторики;
2.
Развитие
красноречия
в средние
века;
3.
Ораторское
искусство в
России.
Параллельно
учащиеся
самостоятельно
упражняются
в
произношении
,
скорого
ворок,
чтении
стихотворений.
Для
проведения
практикума-соревнования
приглашается
жюри (
учителя рус
ского
языка и
литературы).
Соревнование
состоит из
нескольких
этапов.
представление
каждой
команды
по
теоретическому
вопросу,
подготовленному
заранее.
(Критерии
оценки:
раскрытие
содержания
темы, яркость
доступность
речи,
оригинальность
преподнесения
материала, максимальный
балл -10.)
Спич-экспромт.
В течение 10
минут
представитель
от каждой команды
готовит
выступление
(на 1 минуту)
на тему: Защита
окружающей (Критерии
оценки
те же.
Максимальный
балл 5.)
*Предлагается
правильно
поставить
ударение в
словах,
например:
Агент,
аристократия,
баржа,
бармен,
бравурный,
валовой,
вероисповедание,
включить -
включит
включишь,
глашатай,
грошовый,
добыча,
дуршлаг,
еретик,
жалюзи,
завсегдатай,
зиждиться,
звонит -
звонишь,
иначе,
километр,
красивее,
кулинария, мельком,
мышление,
недуг,
намерение,
оптовый,
обеспечение,
пуловер,
приданое,
рассредоточение,
сливовый,
созыв,
средства,
столяр,
усугубить,
хаос,
христианин,
цемент,
щавель, цыган,
языковой
барьер.________________________
(Каждое
правильно
поставленное
ударение в
слове оценивается
в 0,1 балла)
четливо
выговаривая
каждый звук,
при этом с
максимальной
скорости
речи,
повторите
по три раза
скороговорки.
Представители
от команд
вытягивают
скороговорку
по очереди.
Инцидент
с
интендантом.
Король
орел, орел
король.
Мама
мыла Мишу с
мылом.
Тридцать
три корабля
лавировали-лавировали,
да не
вылавировали.
Карл у
Клары украл
кораллы, а
Клара у
Карла
кларнет
украла.
Осип
осип, Архип
охрип. Архип
осип, Осип
охрип.
Шла
Саша по
шоссе и
сосала
сушку.
Стоит
поп на копне,
колпак - на
попе, копна
под попом,
поп - под колпаком.
Хохлатые
хохотушки
хохотом
хохотали.
(Критерии
оценки:
быстрота,
четкость и
правильность
произношения.
Максимальный
балл - 5)
Заслушиваются
выступления
по защите
окружающей
среды
Прочитать
стихотворение
(по очереди
каждое
четверостишие
или по строч
ке -
каждый член
команды). Можно
предложить,
например,
такие
произведения
Отрывок
из сказки Конек-Горбунок
П.Ершов
Рядом
едет с ним
глашатай,
Длинноусый,
бородатый;
Он
в злату
трубу
трубит,
Громким
голосом
кричит:
Гости,
лавки
отпирайте,
Покупайте,
продавайте;
А
надсмотрщикам
сидеть
Подле
лавок и
смотреть,
Чтобы
не было
содому,
Ни
давежа, ни
погрому
И
чтоб никой
урод
Не
обманывал
народ!
Гости
лавки
отпирают,
Люд
крещеный
закликают:
Эй,
честные
господа,
К нам
пожалуйте
сюда!
Как у
нас ли тары-бары,
Всяки
разные
товары!
(Критерии
оценки:
общая
интонационная
настроенность,
плавность
перехода
текста от
одного
чтеца к
другому,
выразительность
жестов и
мимики.
Максимальный
балл - по
количеству
участников (если
в
команде
6 человек 6
баллов)
*
Подведение
итогов.
Награждение
победителей.
Литература
1. Васильева
А.Н. Основы
культуры
речи. М., 1990.
2. Горелов
И.Н.,
Енгалычев В.Ф.
Безмолвный
мысли знак.
Рассказы о невербальной
коммуникации.
М., 1991.
3. Граудина
Л.К.,
Миськевич Г.И.
Теория и
практика
русского
красноречия.
М., 1989. 4.Кохтев
Н.Н.,
Розенталь Д.Э.
Искусство
публичного
выступления.
М., 1988.
5. Кузнецова
М.И.,
Стрельникове
И.П. Ораторское
искусство в
Древнем Риме. М., 1976.
6. Ожегов
С.И. Словарь
русского
языка. М., 1984.
7.
Орфографический
словарь
русского
языка. М., 1991.
8. .Павлова Л.Г. Спор,
дискуссия,
полемика. М.,
1991.
|