Учимся говорить

Главная
Классный час

ТЕМА Учимся говорить (9-11-й классы)

Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства, познакомить с основны

ми теоретическими вопросами риторики, совершенствовать практические уме

ния в произнесении речей.

Форма: практикум-соревнование.

 Подготовительная работа: > Класс делится на три группы. > Каждой группе

 заранее предлагается подготовить по одному выступление на 5 минут по

 вопросам из истории риторики:

1.       Античные риторики;

2.        Развитие красноречия в средние века;

3.       Ораторское искусство в России.

Параллельно учащиеся самостоятельно упражняются в произношении , скорого

ворок, чтении стихотворений.

Для проведения практикума-соревнования приглашается жюри ( учителя рус

ского языка и литературы).

Соревнование состоит из нескольких этапов. представление каждой команды

по теоретическому вопросу, подготовленному заранее.  (Критерии оценки:

раскрытие содержания темы, яркость доступность речи, оригинальность преподнесения материала, максимальный балл -10.)

Спич-экспромт. В течение 10 минут представитель от каждой команды

 готовит выступление (на 1 минуту) на тему: Защита окружающей  (Критерии

оценки те же. Максимальный балл 5.)

*Предлагается правильно поставить ударение в словах, например:

Агент, аристократия, баржа, бармен, бравурный, валовой, вероисповедание,
 включить - включит включишь, глашатай, грошовый, добыча, дуршлаг,
еретик, жалюзи, завсегдатай, зиждиться, звонит - звонишь, иначе, километр, красивее, кулинария, мельком, мышление, недуг, намерение, оптовый,
 обеспече
ние, пуловер, приданое, рассредоточение, сливовый, созыв, средства,
столяр, усугубить, хаос, христианин, цемент, щавель,
цыган, языковой барьер.________________________

(Каждое правильно поставленное ударение в слове оценивается в 0,1 балла)

 четливо выговаривая каждый звук, при этом с максимальной скорости речи, повторите по три раза скороговорки. Представители от команд вытягивают скороговорку по очереди.

Инцидент с интендантом.

Король орел, орел король.

Мама мыла Мишу с мылом.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

 Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла кларнет украла.

 Осип осип, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Стоит поп на копне, колпак - на попе, копна под попом, поп - под колпаком.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

(Критерии оценки: быстрота, четкость и правильность произношения.

Максимальный балл - 5)

                   Заслушиваются выступления по защите окружающей среды

          Прочитать стихотворение (по очереди каждое четверостишие или по строч

ке - каждый член команды). Можно предложить, например, такие произведения

Отрывок из сказки Конек-Горбунок

П.Ершов

Рядом едет с ним глашатай,

 Длинноусый, бородатый;

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит:

 Гости, лавки отпирайте,

 Покупайте, продавайте;

А надсмотрщикам сидеть

 Подле лавок и смотреть,

Чтобы не было содому,

 Ни давежа, ни погрому

 И чтоб никой урод

 Не обманывал народ!

 Гости лавки отпирают,

 Люд крещеный закликают:

Эй, честные господа,

 К нам пожалуйте сюда!

 Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары!

(Критерии оценки: общая интонационная настроенность, плавность перехода текста от одного чтеца к другому, выразительность жестов и мимики. Максимальный балл - по количеству участников (если в

команде 6 человек 6 баллов)

* Подведение итогов. Награждение победителей.

 Литература

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

2. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.

3. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. 4.Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988.

5. Кузнецова М.И., Стрельникове И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.

7. Орфографический словарь русского языка. М., 1991.

8. .Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

 
 

                                                       
                                                        ZabrodMediaStudio 2001-2007

Используются технологии uCoz