ТЕМА
Экологическая
тропа (5 - 6-й
классы)
*Цель:
формирование
экологических
знаний
подростков;
воспитание
любви к
природе,
Родине,
самому
себе,
развитие
наблюдательности,
внимания.
Форма:
заочная
экскурсия
по музеям-заповедникам.
Подготовительная
работа.
Класс
делится на
несколько
групп,
каждой из
которых
дается домашнее
задание:
*
Рассказать
о животных
что-то
необычное,
интересное,
начиная со
слов: А
знаете
ли
вы, что ...
*
Изучить на
досуге
особенности
местности:
леса, луга,
оврагов.
*
Подготовить
название
команды,
эмблему,
девиз.
*
Для
проведения
дела
выбирается
жюри (можно
из
родителей,
учителей,
старшеклассников),
которое
готовит
призы
победителям
и
участникам
Тропы,
а
также
обговаривает
критерии
оценки и
баллы
каждого этапа. По
итогам
каждого
конкурса
подводятся
предварительные
итоги.
* Содержание
классного
часа.
*Вступительное
слово
ведущего:
Уважаемые
натуралисты,
сегодня мы
с вами
отправляемся
в уникальное
заочное,
но очень
интересное
и
познавательное
путешествие.
В пути
вам очень
пригодятся
знания и
смекалка,
дружба и
находчивость,
быстрота
и
аккуратность
выполнения
заданий.
Как и в
любом
походе, вы должны
помогать
друг другу,
а не винить
за неу
дачи или
ошибки.
Действуйте
дружно,
весело, и
вам будет
сопутствовать
удача.
1тур
Команды
отправляются
в путь. Кто
стоит у нас
на старте? Объявляются
команды-участницы
с
предоставлением
возможности
разъяснить
свою
эмблему
и
девиз.
II тур
На
пути нам
первыми
встретились
очень
необычные
животные.
Каждая
команда
рассказывает
что-то
необычное
о животных,
сопровождая
свое
повествование
рисунками,
фотографиями
и другим
иллюстративным
материалом.
Ведущий может
дополнить,
например,
такими
сведениями:
Знаете
ли вы, что
крупные
крокодилы
ревут, как
быки? Их
страшный
рев по смыс
лу
означает
то же, что
пение
соловья: Это
мой участок! В
основном
они
питаются
рыбой, но
иногда
нападают
на антилоп
во
время
водопоя
. Знаете ли вы,
что енот-полоскун,
житель
Северной
Америки,
прозван
так за то,
что,
питаясь
раками,
рыбой и
лягушками,
перед тем
как съесть,
он полощет
их в
воде?
Вот
чистюля!
Знаете
ли вы, что
акулы
относятся
к
древнейшим
представителям
рыбьего
цар
ства?
Их предки
существовали
150 миллионов
лет тому
назад. В
наше время
акулы
обитают во
всех
океанах, но
предпочитают
тропический
пояс. Акулы
- хищники.
Опасны
для
купальщиков
3-5-метровые
акулы. А вот 15-
метровая
китовая
акула,
которая
питается
мелкой
рыбой и
рачками,
безопасна
и на людей
не
нападает. У
акул
есть
спутники,
которые
питаются
остатками
акульего
обеда:
пестрая
рыба-лоц
ман
и
прилипала.
Прилипалы
плохо
плавают и
поэтому
особой
присоской
в верхней
части
головы
прилипают
к акульему
брюху и так
катаются
на своей
хозяйке.
III
тур Привал
Оглядитесь.
Столько
знакомых и
неизвестных
растений
вокруг!
Капитанам
команд
предлагается
выбрать
билет с
названием
лекарст-
,:
венного
растения.
Задание:
необходимо
из
представленных
гербариев
выбрать
тот,
который
нужно, и
максимально
полно
рассказать
о его
лекарственных
свойствах.
Нужно
вспомнить,
где растет
это
растение,
можно ли
его
встретить в
походе?
(Гербарии
можно
взять в
кабинете
биологии.
Можно
предложить
такие
растения,
как ландыш,
корень
валерианы,
одуванчик,
подорожник,
ромашка,
хвощ
полевой и
др.)
IV тур
Какой
же привал
без отдыха,
песен, игр?
Композиторы
и поэты
часто в
своем
творчестве
обращались
к тем
или иным
растениям,
воспевая
их красоту,
прелесть
ароматов. Каждая
команда за 3
минуты
должна
вспомнить
как можно
больше песен
с
названиями
растений
(обязательно
исполнение
одного
куплета).
Песни
поются по
очереди,
выигрывает
последняя
команда,
правильно
спевшая
песню.
Повтор
песен, даже
если
пример был
из другого куплета,
запрещен.
У
тур
Сделал
дело - гуляй
смело.
Когда
туристы
снимаются
с ночлега,
привала,
нужно все
вокруг оставить
в
первозданном
виде,
убрать
мусор. Куда
убирают
пустые
склянки,
консервные
банки?
Попробуйте
за 10 минут из
пустых
пластмассовых
бутылок из-под
воды сделать
полезные
вещи для
леса, для
проходящих
по
тропинке
туристов.