|
|
Какой мы
коллектив
|
Главная |
|
|
Классный
час |
|
|
|
|
ТЕМА
Какой мы
коллектив? (9
- 10-й классы)
*Цель:
проанализировать
различные
способы
взаимо
действия в группе,
выбрать
организационную
структуру
класса.
* Форма:
игра-эксперимент.Подготовительная
работа.
Эта
игра
необходима
в классе,
где ребята
способны
проанализиро
вать
происходящее,
сумеют
вместе с
педагогами
сделать
необходимые
выводы.
Особенно
такая
форма
работы
помо
жет
классному
руководителю,
чей класс
как
коллектив
еще не
сформировался
(например, 10-й
класс собран из
нескольких)
и где нет
сложившейся
системы
взаимоотношений.
Для игры
потребуется
раздаточный
материал:
две
копии
описания
систем
общения (рис.
1 и 2
Общаться
можно
только с
боссом.
Общаться
можно
только с
.
соседями
по
каждую
сторону
*
секундомер;
*
копии
текста
логической
задачи для
каждого
участника
(задача должна
соответствовать
интеллектуальному
уровню
развития
ребят).
Приведем
возможную
задачу:
*Рыболовы. Леня,
Дима, Коля и
Саша
подсчитывали
после
рыбной
ловли свои
трофеи. В
результате
выяснилось:
Саша поймал
больше,
чем Коля,
Леня и Дима
вместе
поймали
рыбы
столько же,
сколько
поймали
Коля и Саша.
Леня и Саша
вместе
поймали
рыбы меньше,
чем Дима и
Коля. Как
распределились
между
рыболовами
места по
количеству
выловленной
рыбы? (Ответ:
больше всех
поймал рыбы
Дима. За ним -
Саша, затем
Коля, а Леня -
самый
неудачливый.);
* копии
словарных
списков,
разрезанные
на пять
частей.
* Содержание
классного
часа.
* Поделите
класс на две
равные
группы. В
игре это две
компании.
Можно
предложить
ребятам
дать
название
своим
компаниям.
(Пока
условно
назовем их А
и Б.) Компании
А и Б -
конкуренты
. Каждая
разрабатывает
новую
видеоигру.
Та, которая
первой
решит
две важные
проблемы -
словарную и
логическую
первой
выйдет со
своей
продукцией
на рынок,
а вторая -
рухнет.
* Вручите
каждой
компании
копии
описания
стилей
общения.
Пусть они
расставят
стулья так,
чтобы
получилось,
как на
рисунке.
Итак,
компания А
организована
так, что
центральное
место в ней
занимает
босс (см. рис.1).
Сотрудники
компании
могут
общаться
только с
боссом. Надо его
выбрать или
пусть кто-то
станет им
добровольно.
Компания
Б
организована
по кольцу: в
ней каждый
сотрудник
мо
жет
общаться с
любым из
двух
соседей по
обе стороны
от него
(см. рис.2).
Следующий
удостоверится,
что каждому
понятно, с
кем он
может, ас кем
не может
общаться.
Скажите, что
всем нужно
раз
говаривать
очень тихо,
чтобы не
слышали
остальные.
Если
компания
решает
задачу, все поднимают
руки.
Первая
задача: Необходимо
найти
пароль для
запуска
видеоиг
ры. В
компьютере
онпропал, а
вспомнить
его никто не
может.
Единственный
способ его
восстановить
- это
сравнить
несколько
списков
слов и найти
то из них,
которое
содержится
во всех
списках.
Список 1
|
Список 2
|
Список 3
|
Список 4
|
Список 5
|
угол
|
деньги
|
клоун
|
писк
|
мышь
|
завтрак
|
рыба
|
страница
|
время
|
кафель
|
современный
|
счастье
|
яблоко
|
запад
|
конец
|
ношеный
|
писк
|
. ноль
|
пустой
|
кратер
|
солнце
|
пальто
|
верх
|
веревка
|
писк
|
ломаный
|
цепь
|
пищалка
|
карандаш
|
дерево
|
книжка
|
широкий
|
квадрат
|
золото
|
нос
|
писк
|
ковер
|
орел
|
корова
|
лента
|
плоскость
|
цветок
|
голубой
|
земля
|
коричневый
|
|
|
|
|
|
письмо
|
радио
|
писк
|
рубаха
|
трава
|
|
Засеките
время,
которое
затратят
компании на
решение
задачи, следите,
чтобы в
каждой
из них
соблюдались
заданные
правила
общения.
Когда
обе команды
решат
словарную
задачу, им
дается
следующая установка.
В компании А
сменилось
руководство,
и в ней решили
перейти на
систему
кольцевых
отношений.
Компания Б
тем временем
перешла к
централизованной
системе
отношений.
Пусть в
компании Б
выберут
босса
или кто-нибудь
станет им
добровольно.
Напомните,
что в компании А
теперь босса
нет.
* Вторая
задача: В видеоигре
используется
логическая
задача. Вам
необходимо
ее решить.
В
завершение
необходимо
проанализировать
ход
эксперимента.
Предложите
ребятам
высказаться,
отвечая на
вопросы:
*
какая
компания
быстрее
справилась с
первой
задачей? А как
вы предполагали?
*
какая
компания
быстрее
решила
логическую
задачу? Вы
ожидали
этого?
Обсудите,
что ребята
думают о
каждом
способе
общения.
Составьте
список
преимуществ
и
недостатков
каждого
способа.
Подумайте,
какие еще
системы
отношений в
группах
могли бы работать
не хуже.
Сделайте
выводы,
насколько
важно, чтобы в
классе была
определенная
система
коллективного
мышления. То,
какой способ
коллективной
работы лучше,
зависит
от ситуации.
В
чрезвычайных
ситуациях, когда нет
времени
выслушать
каждого
и прийти к
общему
согласию, разумнее
всего
сделать так,
чтобы кто-то
один
принимал
решение и
говорил
остальным,
что делать. В
большинстве
других
случаев
проблемы решаются
проще и
быстрее при
наличии
обратной
связи,
когда к
каждому
поступают
сведения о
том, как идут
дела. В связи
с этим можно
решить, какая
структура
отношений
необходима
классу. Ее
можно
разработать
совместными
усилиями и
затем
продумать,
как ее
реализовать.
Важно, чтобы
ребята
понимали,
зачем
производится,
например,
деление на
микрогруппы,
даются
определенные
поручения.
Игра-эксперимент
- неплохое
начало для
организационного
собрания,
так как
позволяет на
деле убедиться
в
особенностях
взаимодействия.
|