ТЕМА
Историко-литературная
параллель (8-9-й
классы)
*
Цель:
посмотреть
на историю
через
призму
литературы
и народной
мудрости.
'
Форма: игра.
Подготовительная
работа.
Оформление
аудитории:
На
маленьком
столе
ведущего -
символы
истории и
литературы (например,
песочные
часы и
книги), три
стола,
вокруг
которых
группируются
участники
команд
(разбивка
может быть
осуществлена
по жребию или
по желанию.
Не играющих
быть
не
должно).
Материалы
к классному
часу.
Крылатые
выражения:
*
А он,
мятежный,
просит бури,
как будто в
бурях есть
покой!
*
Гвардия
умирает, но
не сдается.
*
Герой
нашего
времени.
*
Держать
порох сухим.
*
Если гора не
идет к
Магомету, то
Магомет
идет к горе.
*
Есть от чего
в отчаянье
прийти.
*
Мавр сделал
свое дело,
мавр может
уходить.
*
Перейти
Рубикон.
*
Период бури
и натиска.
*
Пиррова
победа.
*
Последний
из могикан.
*
Рыльце в
пушку.
*
Тайны
мадридского
двора.
*
Только
первый шаг
труден.
*
Фигаро
здесь,
Фигаро там.
*
Фома
неверующий.
*
Хамелеон.
*
Чего
изволите?
*
Над чем
смеетесь?
Над собой
смеетесь!
* Я
человек, и
ничто
человеческое
мне не чуждо.
Отрывки
из
стихотворений:
Да
ведают
потомки
православных
Земли
родной
минувшую
судьбу,
Своих
царей
великих
поминают
За их
труды, за
славу, за
добро
-А за
грехи, за
темные
деянья
Спасителя
смиренно
умоляют.
Пушкин
А.С. Борис
Годунов.
Есть
время -
леденеет
быстрый ум;
Есть
сумерки
души, когда
предмет
желаний
мрачен:
усыпленье
дум;
Меж
радостью и
горем
полусвет;
Душа
сама собою
стеснена,
Жизнь
ненавистна,
но и смерть
страшна,
Находишь
корень мук
в себе
самом
И небо
обвинить
нельзя
Ни в чем.
Лермонтов
М.Ю. 1831г.
июня 11 дня
Здесь
нужно, чтоб
душа была
тверда;
Здесь
страх не
должен
подавать
совета.
Данте.
Божественная
комедия
Ход
игры
1-й
этап
Командам
предлагаются
крылатые
слова или
выражения,
которые
могут
выступать в
качестве
характеристики
личности.
Участники
должны
назвать
какую-либо
историчес
кую
личность,
применительно
к которой эти
слова были
бы
справедливы.
2-й
этап
Командам
предлагаются
отрывки из
литературных
произведений,
которые
могут
выступать
в качестве
характеристики
какого-либо
периода
истории или
конкретного
события.
Определить
такое
событие и
период истории
должны
участники.
3-й этап
Участники
должны
предложить
афоризмы,
пословицы,
поговорки, строки
из стихот
ворений
и т.п.,
которые, на
их взгляд,
наиболее
полно и
ярко
отражают
современный
этап
российской
истории.
*
Примечания:
а)
командам
могут быть
предложены
одинаковые
или разные
задания;
б)
ответы
должны быть
обоснованы;
в)
баллы не
выставляются.
В
конце игры
происходит
обмен
мнениями
между всеми
участниками,
вспоминают
ся
наиболее
удачные
аргументы и
точки
зрения.
Литература
1. Ашукин
Н.С., Ашукина
М.Г. Крылатые
слова.
Литературные
цитаты. Образные
выражения. М.,
1960.
2.
Разум
сердца: мир
нравственности
в
высказываниях
и афоризмах.
М., 1989.
|