ТЕМА лИнтеллектуальные
забавы╗ (9-10-й
классы)
Х
Цель:
способствовать
развитию
мышления и
познавательной
активности,
творческих
и
коммуникативных
способностей
учащихся.
Х
Форма: классный
час можно
проводить
в любой
форме: игра
лЧто? Где?
Когда?╗ или лбрейн-ринг╗,
викторина,
интеллектуальный
турнир для
двух и
более
команд
класса,
беседа о
различных
свойствах
личностей
с данными
примерами
и
головоломками
в качестве
иллюстра-
ций и
т.п.
Х Подготовительная
работа.
;
В
зависимости
от формы
будет
меняться и
оформление
класса
раздаточный
и
наградной
материал.
Предлагаются
различного
рода
задания,
которые
могут быть
использованы
в любой из
названных
форм opганизации
подобного
классного
часа.
Зарядка
для ума
В
этом
разделе мы
собрали
серьезные,
не очень
серьезные
и совсем ╗ несерьезные
вопросы из
самых
разных
областей,
при ответе
на которые требуется
проявить
не
только
знания, но
также
смекалку и
находчивость.
*
Сколько
недель в
году?
52
*
Фамилия
почтальона
из
Простоквашино?
Печкин
* Укажите
даты (число,
месяц и год)
начала и
окончания
второй
Мирон
вой
войны?
Х
7 сентября
1939 г. -2
сентября 1945г.
*
Кого
можно
назвать
литературным
отцом
бравого
солдата
Швейка?
Ярослав
Гашек |
*
Сколько
сыновей
было у
мельника в
сказке лКот
в сапогах╗?
Три
*
Профессор
ложится
спать в 8
часов
вечера, а
будильник
заводит на 9 часов
утра.
Сколько
будет
спать
профессор?
1
час
*
Есть ли 7
ноября в
Австралии?
Да
*
Сколько
человек в
нашем
классе?
*
Палку
нужно
распилить
на 12 частей.
Сколько
потребуется
распилов?
11
На
руках 10
пальцев.
Сколько
пальцев на 10
руках?
Назовите
самую
большую
планету
Солнечной
системы
. Назовите
имя друга
Шерлока
Холмса
доктора
Ватсона. Джон
У
Мамеда было
-10 овец. Все,
кроме 9,
сдохли.
Сколько
овец
осталось?
9
*
Сколько
цифр л9╗ в ряду
чисел от 1 до 100?
20
* Сколько
классов в
нашей школе?
Перечень
вопросов
можно
продолжить...
Логические
развлечения
1.
Человек
разглядывает
портрет. лЧей
это портрет
вы
рассматринваете?╗
-
спрашивают
у него, и он
отвечает: лВ
семье я рос
один как перст,
один.
И все же
отец того,
кто на
портрете, -
сын моего
отца (вы не ослышались,
все верно -
сын!) Чей
портрет
разглядывает
человек?
Ответ:
человек
разглядывает
портрет
своего сына
2. На
острове
рыцарей и
лжецов все
население
делится на
рыцанрей,
всегда
говорящих
только
правду, и
лжецов,
изрекающих
только ложь. Эта
задача
известна
очень
давно.
Трое
жителей
острова (лА╗, лВ╗,
лС╗)
разговаривали
между собой лсаду.
Проходивший
мимо
приезжий
спросил у лА╗:
лВы рыцарь
или лжец?╗
Тот ответил,
но так
неразборчиво,
что
незнакомец
не смог
ничего пенять.
Тогда он
спросил у лВ╗:
лЧто сказал лА╗?╗
лА╗
сказал, что
он -лжец╗, -
ответил лВ╗. лНе
верьте лВ╗! Он
лжет╗, -
вмешался в
разго
вор островитянин
лС╗, Кто из
островитян
лВ╗ и лС╗ -
рыцарь, а
кто - лжец?
Ответ:
лВ╗ -лжец, лС╗ -рыцарь
3.Когда
Алиса вошла
в Лес
Забывчивости,
она забыла,
не все, а
лишь
кое-что. Она
часто
забывала,
как ее зовут,
но особенно
ей легко
удавалось
забывать
дни недели.
Лев и
Единорог
частенько
наведывались
V Лес
Забывчивости.
Странные
это были
существа.
Лев лгал по
поне-
дельникам,
вторникам и
средам и
говорил
правду во
все
остальные
дни
недели.
Единорог же
вел себя
иначе: он
лгал по
четвергам,
пятницам и
субботам и
говорил
правду во
все
остальные
дни недели.
- Однажды
Алиса
повстречала
Льва и
Единорога,
отдыхавших
под
деревом. Те
высказали
следующие
утверждения.
Лев:
Вчера был
один из тех
дней, когда
я лгу.
Единорог:
Вчера был
один из тех
дней, когда
я тоже лгу.
Из
этих двух
высказываний
Алиса (девочка
очень умная)
сумела
вывести,
какой день
недели был
вчера. Что
это был за
день?
Ответ:
они оба
могли
утверждать,
что лгали
накануне,
только в
четверг.
День, ему
предшествующий,
- среда
4. У
Порции из
комедии
Шекспира лВенецианский
купец╗ было
три
шкатулки: из
золота, из
серебра и из
свинца. В
одной из
шкатулок хранился
портрет
Порции.
Поклоннику
предлагалось
выбрать
шкатулку, и
если он был
достанточно
удачлив
(или
достаточно
умен), чтобы
выбрать
шкатулку с
портрентом,
то получал
право
назвать
Порцию
своей
невестой. На
крышке кажндой
шкатулки
была
сделана над
пись,
которая
должна была
помочь прентенденту
на руку и
сердце
Порции
выбрать лправильную╗
шкатулку.
Предположим,
что Порция
вздумала
выбирать
мужа по уму.
На крышках
шкатулок
она
приказала
вделать
следующие
надписи:
на
золотой - лПортрет
в этой
шкатулке╗;
на
серебряной -
лПортрет не
в этой
шкатулке╗;
на
свинцовой - лПортрет
не в золотой
шкатулке╗.
Своему
поклоннику
Порция
пояснила,
что из трех
высказываний,
выгравированных
на крышках
шкатулок, по
крайней
мере одно
истинно.
Какую
шкатулку
следует
выбрать
поклоннику
Порции?
Ответ:
серебряную
шкатулку
5.
Фантастические
животные.
А
это задание
позволит
проверить,
насколько у
вас развита
такая творческая
способ
ность, как
способность,
комбинировать.
Вы,
конечно,
знаете
много
названий
животных. А
теперь
попытайтесь
связать эти
названия с
другими
словами, так,
чтобы
возникли
новые фантастические
названия.
Вот
вам пример.
Если вы
скомбинируете
слово лносорог╗
со слонвом лрогатка╗,
то у
вас
получится
слово лносорогатка╗.
Таким
образом, лфантастическое╗
слово
должно
перекрывать
исходные.
Слова
реальные и
фантастические
надо
расположить
в две
колонки: в
левой -
назва
ния
животных, в
правой -
комбинированные
названия, то
есть
название
животного
+ XXX или XXX +
название
животного. Пропустите
строчки там,
где
фантазия
вам
откажет.
На
заполнение
каждой
колонки вам
отводится
одна минута.
Если для
заполнения
первой;
колонки вам
потребуется
меньше
минуты, вклюнчите
секундомер
и сразу
же
заполняйте
вторую
колонку.
Общее время для
заполнения
обеих
колонок
состав
ляет две
минуты.
Оценка
результатов:
подсчитайте
все
правильно
заполненные
строчки.
Максималь
но вы можете
получить 60
баллов.
0-20 баллов:
ваша
способность
еще
недостаточно
развита;
21-40 баллов:
ваша
способность
комбинировать
не выходит
за рамки
средних
вели
чин.
41 - 60
баллов: ваша
способность
комбинировать
высока и осонбенно
проявляется
в сфере
словесности.
Игры
со словами 1. Пара слов
Эту
игру
придумал
Льюис
Кэрролл,
автор книги
лАлиса в
Стране чудес╗.
На листе
бумаги
пишут любое
слово.
Пониже на
том же листе
бумаги
пишут
другое
слово с
точно таким
же 'числом
букв. Теперь
нужно попытаться
шаг за шагом
превратить
верхнее
слово в
нижнее.
Каждый раз
меняют
только одну
букву.
Приведем
два
примера:
поэт
муха
порт
мура
пора
тура
поза
тара
лоза
кара
луза
каре
луна
кафе
каюр
каюк
крюк
урюк
урок
срок
сток
стон
слон
2.
Рифма
Игрок
лА╗ говорит
любое слово,
какое ему
придет в
голову.
Игрок лВ╗
говорит
слово,
рифмующееся
с первым.
Игрок лС╗
добавляет
еще слово
в рифму, и
так далее.
Кто
первый не
сможет
назвать -
слово в рифму,
получает
минус. Когда
у кого-нибудь
наберется
три минуса,
он выходит
из игры.
Выигрывает
последний
оставшийся.
Пример:
гараж, вираж,
мираж, тираж,
метраж,
арбитраж, страж,
кураж,
фураж,
фиксаж,
массаж,
шантаж,
монтаж.
3. Проверь
себя
Сначала
посмотри на
слово,
напечатанное
в начале
каждой
строчки большими
бук
вами, потом -
на другие
слова,
напечатанные
в той же строке
маленькими
буквами,
и подчеркни
одно из этих
слов,
которое по значению
ближе всего
к слову,
написан
ному
большими
буквами.
Пример:
КОНЦЕРНЧ
испуг,
музыка,
сцепление, трест,
силос. КОРРУПЦИЯ
- подкупность, ржавление,
минерал,
враждебность,
ваза.
|