![](images/fotoscool1.jpg)
![Домой](_derived/home_cmp_copy-of-capsules1110_vbtn.gif)
| |
Экономический
этап наиболее сложный этап школьной игры.
Практика показывает, что экономический
блок сразу не запускается. Но ни в коем
случае не стоит “опускать руки”, если на
первом году существования школьного
игрового государства у вас что-то не начало
функционировать так, как это происходит в
реальных государствах с тысячелетней
историей.
Разумеется,
совсем отказываться от экономической части
игры, нежелательно, но нужно хорошо
понимать, что она требует серьезной
подготовки. Дело в том, что приступить к
запуску экономической части и добиться ее
устойчивого функционирования можно только
после обеспечения действующей в игровом
государстве “валюты” реальным ценным для
участников игры содержанием и создания
законодательной базы для ведения игровой
экономической деятельности. Поэтому
целесообразно посвятить первый год после
запуска игры решению вопросов, связанных с
обеспечением игровой
валюты, и законотворчеству. Только после
этого можно приступать к реализации
данного этапа.
С
чего начать? Здесь трудно предложить какую-то
последовательность. Сразу придется решать
несколько задач.
Прежде
всего, необходимо понимать, что в любой
экономической деятельности деньги
интересны только тем, что на них можно
купить что-либо или получить какие-либо
услуги. Поэтому группе экономической части
игры надо сосредоточится на поиске тех
полезных для развития молодых людей форм
внеклассной и внеурочной деятельности,
которые могли бы стать интересны
обучающимся – активным участникам деловой
игры. Надо найти такие “товары и услуги” –
мероприятия, поездки, экскурсии,
необходимые в учебе и молодежном досуге
предметы и пр., за которые ребята с
удовольствием бы расплатились игровой
валютой.
Какие
пути вам может подсказать группа
разработчиков?
Главное
– работайте в тесном контакте с группой по
привлечению взрослых и действуйте, не
откладывая чего-либо “в долгий ящик”.
В
первую очередь, необходимо рассмотреть
возможности, которые вам может дать
взаимодействие с исполнительными
муниципальными органами (структуры
социальной защиты населения, по делам
молодежи, семьи, детства, по физической
культуре и спорту и др.). Самоуправление
образовательного учреждения может выйти в
эти структуры с предложением целевых
программ, направленных на работу с детьми,
подростками и молодежью. При принятии со
стороны муниципальных структур таких
программ и включении их в местные бюджеты,
вы можете рассчитывать на целевую
финансовую поддержку.
Кроме
того, в каждом муниципальном образовании
есть учреждения федерального подчинения,
которые могут финансировать целевые
программы, проводимые образовательными
учреждениями. Например, Департаменты
федеральной государственной службы
занятости могут предоставить возможности
для трудоустройства обучающихся не только
в период летних каникул, но и в
межканикулярное время, когда проводятся
социально значимые акции. Фонды
социального страхования населения могут
предоставить средства для поддержки
оздоровительных мероприятий
Конечно
же, вам необходимо обратиться и к вашим
самым близким шефам – тем учреждениям и
предприятиям, с которыми у
образовательного учреждения уже
существуют налаженные связи. Правовой
основой установления взаимоотношений по
финансовой и материальной поддержке
деловой игры и самоуправления со стороны
коммерческих предприятий может стать Закон
“О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях”. В этой
части работникам системы образования могут
быть интересными положения инструкции ГНС
РФ от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль
предприятий и организаций”. В п. 4.1.3 данной
инструкции говорится, что “при исчислении
налога на прибыль облагаемая прибыль, при
фактически произведенных затратах и
расходах за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятий, уменьшается на
суммы взносов на благотворительные цели, но
не более 3% (5%) облагаемой налогом прибыли”.
Не
стоит забывать и о том, что во многих
регионах Российской Федерации введен налог
(сбор) на нужды образования, который
установлен для коммерческих предприятий.
Налог рассчитывается от общего фонда
оплаты труда на предприятии в размере 1%.
Налог (сбор) на нужды образования
аккумулируется исключительно на счетах
муниципального органа образования и
предназначен для использования в строго
оговоренных целях. Каждое образовательное
учреждение в определенных пропорциях может
использовать эти средства на свои нужды.
Соответственно, вам необходимо найти
взаимопонимание с муниципальным органом
образования в части использования данных
средств на развитие комплексной молодежной
программы “Новая цивилизация”.
Важное
замечание.
Все ваши потенциальные партнеры – “шефы”
– действительно очень занятые своими
непосредственными делами люди. Помощь вам
не является их прямой обязанностью. Поэтому
стройте свои отношения с партнерами
исключительно на благожелательной основе.
Если
есть ясность с обеспечением игровой валюты,
то следующим шагом является составление
и принятие бюджета.
Составление
бюджета начинается с постановки финансовых
целей и формирования расходных статей. К
этому можно приступать после создания
министерств и определения круга их задач и
программ, которых они будут реализовывать.
Поэтому только в случае реальности этих
программ, привлекательности их для граждан
государства произойдет полноценный запуск
экономической части программы.
В
простейшем случае программы министерств,
предлагаемые для реализации, и средства,
необходимые для этого, формируют расходную
часть бюджета. После составления расходной
части приступаем к определению доходной.
Основной вопрос здесь следующий – где, как
и в каком объеме взять средства,
необходимые для реализации программ,
заложенных в бюджет. После составления
доходной части приступают к сопоставлению
обеих частей бюджета, добиваясь
сбалансированности. Далее следует
представление бюджета, обсуждение и
принятие в установленном законами порядке.
Создание
системы денежного обращения.
Вновь напоминаем, что основная проблема
здесь – покупательная способность денег.
Если игровые деньги не будут обладать
ценностью для граждан – ничего не
получится.
И
еще раз на тему взаимосвязанности задач.
Если предлагаемые государством программы и
мероприятия будут привлекательными для
граждан, если деятельность министерств
будет реальной – то граждане естественно
захотят принять участие в предлагаемых
программах и захотят иметь (соответственно
заработать) денежные средства, реализовав
которые можно получить доступ к интересной
деятельности и предлагаемым услугам. В
противном случае запуск экономической
части не будет полноценным. Не поможет ни
заключительный аукцион (на самом деле это
ничто иное, как скрытая конвертация игровых
денег в реальные, что нецелесообразно) ни
иные мероприятия завлекательного
характера.
Если
эти задачи успешно решены далее
существенных проблем с запуском
экономической части не будет. Естественно
процесс совершенствования
законодательства не должен прерываться.
Подводить итоги экономической
деятельности вряд ли целесообразно. Если
государство живет нормальной жизнью и
образовательное учреждение собирается и
далее развивать программу “Демократическая
республика”, то экономическая
деятельность просто “переходит” на
следующий учебный год или период.
Было
бы крайне желательно, если процессы
изучения и осмысления ведения
экономической деятельности в “Демократической
республике” стали не только делом какой-то
небольшой группы, а происходили в более
широком масштабе. Предмет “Экономика”
включен в образовательную область “Обществознание”
инвариантной части базисного учебного
плана, где реализуется федеральный
компонент государственного
образовательного стандарта. Но зачастую
этот предмет не преподается в
общеобразовательном учреждении в силу
отсутствия педагога, который мог бы
преподавать эту тему. Видимо, сочетание
двух проблем – преподавание учебного
предмета “Экономика” и организация и
проведение экономической части игры “Демократическая
республика” – должно подсказать те пути,
которые позволили бы разрешить их.
Понятно,
что для реализации экономической
деятельности в игровом государстве
потребуется консультант, который смог бы
помочь в проведении, например, “Школы
министра”, на занятиях которой будут
обучаться министры, вошедшие в состав
Правительства “Демократической
республики”. С другой стороны,
целесообразно проведение специальной “Школы
предпринимателя”, которая могла бы обучить
основам предпринимательской деятельности
ребят, заинтересованных в открытии своего
дела в рамках “Демократической республики”.
В тех общеобразовательных учреждениях, где
“Экономика” преподается, можно было бы
найти возможности для привлечения в
качестве консультанта и преподавателя
учителя, который преподает данный
образовательный компонент. Но все равно
нагрузка будет слишком велика для одного
человека, поэтому (как и в случае, когда “Экономика”
не преподается) здесь необходим совместно с
органом образования Администрации вашего
населенного пункта поиск возможностей для
привлечения на основе совместительства или
договора подряда (трудового соглашения)
специалистов в области экономики,
работающих на других предприятиях.
В
заключении.
Еще раз хотелось бы особо отметить, что
валюта “Демократической республики” –
это игровая валюта, и не в коем случае не
реальные деньги. Также недопустимо
конвертировать реальные деньги в игровую
валюту. Причины этого понятны:
§
недопустимость
нарушения действующего российского
законодательства,
§
недопустимость
вовлечения денег родителей в игровой
процесс,
цель экономического этапа
образовательная, а не финансовая (зарабатывание
реальных средств).
к
началу страницы
| |
|